1. Монитор.
«Самой важной частью ПК» можно называть многие детали ПК. Но монитор, пожалуй, самый подходящий кандидат на этот почетный титул.
С экраном монитора мы постоянно контактируем во время работы. От его размера и качества зависит, насколько будет комфортно нашим глазам. И потому именно к монитору предъявляются едва ли не самые строгие требования в области эргономики, безопасности и удобства для человека.
Монитор должен быть максимально безопасным для здоровья по уровню всевозможных излучений, а также по ряду других показателей, - это раз. Монитор должен обеспечивать возможность не просто безопасной, но и комфортной работы, предоставляя в распоряжение пользователя качественное изображение, - это два. Ну, должен-то он должен... Но каким образом? Какие параметры, характеризующие работу монитора, можно и нужно учитывать при его покупке? Прежде всего - какой именно монитор нам нужен?
Виды мониторов 2003-4 год.
Самый распространенный ранее тип - стандартные мониторы на основе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ). Такой монитор по принципу работы ничем не отличается от обычного телевизора: пучок лучей, выбрасываемый электронной пушкой, падает на поверхность кинескопа, покрытую особым веществом - люминофором. Под действием этих лучей каждая точка экрана светится одним из трех цветов - красным, зеленым и синим. Технология эта старая, обкатанная в течение нескольких десятилетий, а потому ЭЛТ-мониторы сегодня - довольно совершенные и недорогие устройства. На их стороне -отличная яркость и контрастность изображения, низкая цена, а следовательно, и доступность. Но есть и минусы - вес и габариты ЭЛТ-монитора ну никак не вписываются в сегодняшние представления о ПК как о миниатюрном устройстве.
В жидкокристаллическом мониторе светится не люминофор, а миниатюрный жидкокристаллический элемент, меняющий свои цветовые характеристики под действием подаваемого на него тока. Слой этих чудо-кристаллов, обладающих свойствами и твердых тел, и жидкости одновременно, может быть совсем тонким - значит, и толщина монитора уменьшается всего до пары сантиметров!
В зависимости от способа управления минимальными элементами экранного изображения матрицы ЖК-мониторы подразделяют на активную и пассивную. Мониторы с активной матрицей (TFT) - самые качественные и, разумеется, самые дорогие. В TFT-мониторах применена специальная система контроля цветов, при которой каждый мельчайший ЖК-элемент экрана (пиксель) имеет при себе «контролера» - специальный транзистор, отдающий команды только ему Вследствие этого «картинка» на TFT-мониторах способна меняться практически мгновенно, не оставляя на экране столь типичных для жидких кристаллов «следов».
Пассивная матрица (DSTN)
Пассивная матрица лишена этой приятной особенности. Вследствие этого изображение на ней несколько более бледное, чем на TFT, да и меняется оно с явным опозданием. Однако DTSN-мониторы дешевле примерно на 30 %, что автоматически делает их более привлекательными для массового рынка.
Впрочем, независимо от типа ЖК-дисплея, у любого из них есть масса преимуществ перед традиционной ЭЛТ. Они компактны и легки, их толщина составляет всего несколько сантиметров, безопасны в медицинском и экологическом отношении, потребляют в несколько раз меньше энергии. А главное - обладают плоским экраном, более качественным по сравнению с традиционным выпуклым. Наконец, еще одно преимущество ЖК-мониторов — цифровой метод передачи информации. Ведь в традиционных мониторах на основе ЭЛТ для передачи информации с ПК используется аналоговый канал, что неизбежно приводит к помехам и искажениям. Цифровой метод передачи информации этих недостатков лишен, разве что пользователю при покупке ЖК-монитора придется обзавестись и видеокартой с цифровым выходом.
Существует и третья, самая молодая технология - плазменная. Уже из названия можно понять, что изображение в этом мониторе формирует плазма, меняющая свой цвет под воздействием тока. Яркость красок, контрастность, четкость и прочие параметры картинки у плазменных мониторов ничуть не уступают ЭЛТ, а размеры и энергопотребление сравнимо с ЖК-мониторами. Не монитор, а конфетка! Впору бежать в магазин, да только стоимость этой «конфетки» еще выше, чем у жидкокристаллических мониторов. К тому же плазменные дисплеи пока что применяются только для изготовления экранов большого размера -как правило, от 40 дюймов. И обойдется такой монитор вам в стоимость хорошего автомобиля.
Размер диагонали экрана 2000-2001 гг.
Размер диагонали экрана в дюймах (1 дюйм — это около двух с половиной сантиметров). Еще два-три года назад стандартными для домашнего офиса были мониторы с диагональю экрана 14 дюймов. Позже их сменили 15-дюймовые мониторы, ну а сейчас, похоже, все увереннее входит в моду 17-дюймовый стандарт. В любом случае - приобретать сегодня 14 и даже 15-дюймовый монитор не имеет смысла. 17 дюймов - сегодняшний домашний стандарт. Но по возможности стоит подкопить денег на приобретение 19-дюймового монитора.и 25- дюймового .
Величина экранного «зерна»
Второй важный показатель - величина минимальной точки (или, как говорят сами компьютерщики — «зерна» или пикселя) экрана, измеряемая в десятых долях миллиметра. Эта величина напрямую влияет на качество получаемой картинки: чем зерно больше, тем «грубее» изображение. Как правило, для мониторов с размером экрана 15 дюймов нормальной величиной «зерна» является 0,28 мм, на мониторах дорогих моделей она может достигать 0,25 мм. Величина точки на 17-дюймовых ЭЛТ-мониторах различных марок может варьироваться в диапазоне 0,27—0,24. Впрочем, некоторые производители мониторов (например, Hitachi) указывают в характеристиках своих мониторах для своих мониторов гораздо меньшую величину (0,21—0,22). Тут кроется очередная хитрость — эта цифра обозначает не размер самих точек, а расстояние между ними...
Разрешающая способность
Эта величина показывает, сколько минимальных элементов изображения — «точек» — может уместиться на экране вашего монитора. Понятно, что чем больше этих точек, тем менее зернистой и более качественной будет ваша картинка.
Разрешающую способность описывают две величины — количество точек по вертикали и по горизонтали (ведь экран монитора, как правило, не квадратной, а прямоугольной формы). Изменяется она в компьютере не плавно, как и количество цветов, а как бы прыгает со ступеньки на ступеньку, с режима на режим.
· 640х480 (стандартный режим для 14-дюймовых мониторов);
· 800х600 (стандартный режим для 15-дюймовых мониторов);
· 1024х768 (стандартный режим для 17-дюймовых мониторов);
· 1152х864 (стандартный режим для 19-дюймовых мониторов);
· 1280х1024 (стандартный режим для 20-дюймовых мониторов);
· 1600х1200 (стандартный режим для 21-дюймовых мониторов).
Конечно же, на практике любой монитор может поддерживать значительно большие разрешения, чем приведенные в этой табличке, и вам ничто не помешает работать в разрешении 1280х1024 уже на стандартном 17-дюймовом мониторе. Ничто... кроме ваших глаз, ибо при слишком большом разрешении элементы графического интерфейса непоправимо мельчают. И вам придется щурить очи, чтобы разглядеть подписи под значками в Windows или текст в окне Word... Реальная же необходимость выходить за рамки возникает разве что у профессиональных дизайнеров, стремящихся максимально расширить площадь виртуального «рабочего стола».
Максимальная частота развертки (Refresh Rate)
Эту величину можно грубо определить как аналог «частоты обновления кадров» в кино (вряд ли стоит долго и занудно объяснять здесь технологические особенности образования компьютерных изображений). Чем выше частота развертки — тем меньше будет «рябить» экран вашего монитора. Как правило, для комфортной работы необходимо, чтобы частота вертикальной развертки составляла не менее 85 Гц, т. е., чтобы изображение на экране обновлялось с частотой не менее 85 раз в секунду. Более низкая частота опасна для ваших глаз — мерцание быстро утомляет их и может привести к преждевременной потере зрения.
Изменение одного из параметров чаще всего влечет за собой изменение работы другого — уменьшишь разрешение, и количество поддерживаемых цветов возрастет (как, впрочем, и максимальная частота развертки).
Возможности настройки и коррекция изображения
Все современные устройства снабжены специальным цифровым управлением, позволяющим вручную отрегулировать множество параметров:
· Пропорциональное сжатие/растяжку изображения по горизонтали и вертикали.
· Сдвиг изображения по горизонтали или вертикали.
· Коррекция «бочкообразных искажений» (т. е. таких, когда края изображения на экране слишком выпуклы или, наоборот, вогнуты).
· Трапециевидные и параллелограммные искажения, также связанные с «геометрией» изображения.
· Цветовую «температуру», соотношение основных экранных цветов — красного, зеленого и синего.
Но этого мало! В профессиональных мониторах высокого класса вы сможете найти еще несколько десятков всевозможных настроек и регулировок, многие из которых осуществляются непосредственно из компьютера. Вот почему задняя сторона таких мониторов украшена множеством необычных разъемов, через которые и осуществляется тонкая настройка цветов и параметров изображения. В частности, так называемая «калибровка» — точная подгонка цветов на мониторе под заданные эталоны. «Домашние» мониторы калибровке не поддаются, но вряд ли вам, простому пользователю, когда-нибудь потребуется прибегнуть к этой процедуре.
Главное, что должно привлекать ваше внимание в цифровом управлении — его удобство. Чем меньше кнопок — тем лучше: в большом количестве нетрудно и запутаться.
Тип «теневой маски»
Изображение на ЭЛТ-мониторах оказывается «за решеткой» в самом буквальном смысле слова. Но в данном конкретном случае это «заключение» идет картинке явно на пользу: решетка-«маска» помогает бьющим из электронной пушки лучам попадать точно в цель, на конкретный участок люминофорного слоя. Поскольку меткостью Вильгельма Телля пушка сама по себе не страдает, без помощи решетки лучи частенько промахивались бы мимо цели, а изображение становилось бы расплывчатым.
В современных мониторах используется несколько типов решеток. Первый, самый простой — точечная инваровая «маска»-сеточка с крохотными отверстиями — своеобразное сито, через которое и просеиваются лучи ЭЛТ. Такие кинескопы установлены в большинстве недорогих мониторов начального класса, а заодно — и в «консервативных» профессиональных устройствах...
В более дорогих и совершенных мониторах используется второй тип маски — апертурная решетка, состоящая из множества тонких, вертикально натянутых металлических нитей. Именно такой тип маски, к примеру, использует в своих знаменитых кинескопах Trinitron корпорация Sony. Отличаются эти мониторы качеством, контрастностью и «сочностью» изображения — правда, профессионалы все же считают цвета, обеспечиваемые «точечной» решеткой, более естественными. А привередливых пользователей частенько раздражают два «волоска», пересекающих экран по горизонтали в верхней и нижней его части. Это не дефект, а, скажем так, малоприятная особенность апертурной решетки: упомянутые выше «волоски»-нити необходимы, чтобы заставить эту даму шаткого поведения держаться ровно и неподвижно.
Еще недавно, лет пять назад, этими двумя типами масок и исчерпывался весь их ассортимент. Однако фантазия разработчиков не стояла на месте. Вспомнив уроки дедушки Тимирязева, инженеры быстренько «скрестили» апертурную решетку с точечной маской, дабы произвести на свет гибрид, свободный от недостатков обоих родителей, но воспринявший все их достоинства.
Потомок, названный «щелевой маской», согласно всем законам генетики приобрел вместо точек множество узких щелей, позволивших резко улучшить качество изображения. Ведь их размер по горизонтали существенно меньше размера точек! А заодно избавились и от поддерживающих нитей, так досаждавших пользователей трубок Trinitron... Профессионалы, да и домашние пользователи, готовые переплатить несколько десятков долларов за новую «вкусность», приняли новинку на ура. Кстати, именно на основе щелевых масок изготавливаются столь модные сегодня мониторы с «плоским» экраном.
|