1. Устройство для чтения и записи компакт дисков. 2003-4 гг.
… Вернёмся во времени лет эдак на десять и окинем взглядом серый и унылый пейзаж тогдашнего компьютерного мира.
Наступает эпоха Windows – а значит, эпоха больших объёмов информации. Установочные комплекты программ занимают уже не одну-две, а порой – а порой десять и больше диске.
Особо горячие головы начинают поговаривать о возможности создания «компьютерных» вариантов справочников и энциклопедий. Робко поднимается вопрос о «компьютерном видео...
Словом, нужен был носитель:
· новый,
· емкий,
· универсальный,
· достаточно быстрый,
· и самое главное — дешевый!
И вот тогда-то взоры компьютерного мира и привлекли CD-диски, уже прочно утвердившиеся на рынке в качестве звукового носителя. А если этот легкий, стойкий и дешевый серебристый диск может нести на себе звук, то почему бы ему не нести и другую информацию?
В итоге после долгих и утомительных совещаний, согласований и утверждений, проведенных рядом крупнейших фирм, таких как Sony, Matsushjta, Mitsumi и других, был наконец выработан единый стандарт CD-ROM — устройств для чтения данных, записываемых на компакт-диске.
Носителем информации на CD-диске является рельефная подложка из поликарбоната, на которую нанесен тонкий слой отражающего свет металла (обычно — алюминия). При записи матрицы компакт-диска лазерный луч «прожигает» в ней крохотные ямки. После этого матрица отправляется в производственный цех, где с нее штампуется множество поликарбонатных копий. Потом рельефная основа металлизируется, добавляется еще один, более тонкий слой лака, защищающий тонкую металлическую поверхность... И — готово дело!
При чтении диска другой, «читающий» луч отражается от ямок и «чистых» участков по-разному. Точнее, от ямок он вообще никак не отражается — ямки рассеивают луч, не давая ему вернуться. Таким образом, ямка дает сигнал «ноль», а отражающий свет участок — «единицу». А комбинация логических нулей и единиц, как известно, и является сутью любой компьютерной информации.
Но видов этой информации может быть несколько — точнее, форматов ее записи и хранения на CD-ROM. И поэтому было выработано несколько основных спецификаций, которым должен был отвечать CD-ROM. Назывались они книгами. Красная книга, желтая книга, белая книга, оранжевая книга... Каждый из этих стандартов определял способность CD-ROM читать какой-либо тип данных:
· собственно цифровую, компьютерную информацию (670 Мбайт);
· звуковую информацию в формате CD-Audio (до 74 минут звука);
· видеоинформацию в формате VideoCD и CD-I (до 1 часа видео);
· библиотеки изображений, записываемых в формате Kodak PhotoCD;
· и множество других видов информации.
Беспокоиться вам не стоит: современные приводы CD-ROM способны читать все, что вам нужно. Однако на первых порах каждая модель CD-ROM отличалась своими капризами — этот не хочет читать видеодиски, тот — звуковые... Утряслось все только к середине 90-х годов. И тогда же CD-ROM превратился из дорогостоящей экзотики в по-настоящему стандартное устройство. И сегодня уже не встретишь ни одного нового компьютера, не оснащенного высокоскоростным дисководом CD-ROM.
Добавим, что на самом деле «дисководов CD-ROM» может быть несколько. Например, устройства CD-R и CD-RW, позволяющие не только читать данные с компакт-диска, но и записывать их. Нельзя забыть также новые дисководы DVD — по сути дела, представляющие из себя несколько усовершенствованный CD-ROM. Однако об этих устройствах мы поговорим позднее, в отдельных главах.
Ну а сейчас вернемся к привычному нам стандартному компакт-диску. И выясним наконец, что же он из себя представляет, говоря научным языком, с точки зрения пользовательских характеристик.
Во-первых, нужно сказать несколько слов о емкости CD-ROM. А составляет она 640—700 Мбайт, что превышало в эпоху появления CD-ROM на рынке объем жесткого диска средних размеров. На все эти мегабайты можно поместить 74 минут аудиозаписи или около 1 часа видео в формате MPEG-1.
Поначалу фирмы-производители программ слабо представляли, чем можно забить такой громадный объем. И потому случались курьезы. Скажем, знаменитая игрушка Doom 2, вышедшая на компакт-диске в начале 90-х годов, занимала... всего 1 % от объема диска! И сейчас диски, использованные всего лишь на 10—20 % — не редкость. Со временем на помощь производителям пришел универсальный «местожор» — видео. Решить проблему места оказалось просто: запиши на диск рекламный ролик фирмы, никому, по сути дела, и не нужный — и вот уже диск полнехонек! Раем оказалось видео и для авторов «мультимедиа-энциклопедий» — а именно они составили большую часть выпускаемых дисков. Видеофрагменты не только хорошо иллюстрировали содержание энциклопедии, но и в ряде случаев позволяли скрыть общую убогость продукта. Это же касается и разработчиков игр — в период 1995—1997 годов на свет появились десятки игр, практически полностью основанных на цифровом видео.
И, конечно же, больше всего обрадовала большая емкость диска компьютерных «пиратов», мигом перешедших на выпуск «Полных и окончательных подборок программ, нужных каждому пользователю». Наверняка хоть один такой диск есть и у вас — если, конечно, вы не сотрудник фирмы-производителя программного обеспечения, не миллионер или святой... Нет-нет, никакой агитации за пиратство я проводить не намерен — просто такова сложившаяся реальность .
Возможность считывания аудиоданных в файл по цифровому каналу (grabbing). Наличие этой функции не отражено ни в какой документации, о ней не знают даже многие продавцы. Уж больно она «противозаконна». Ведь grabbing позволяет вам скопировать на ваш жесткий диск точную цифровую копию аудиодорожки — в отличие от той, испорченной шумами, которая получается при обычной записи через звуковую карту. Зачем это нужно? Существует некое племя музыкальных эстетов, которое обожает «копировать» любимые диски в файл, «сжимать» их в десятки раз по технологии MPEG и получать в результате подборку любимых песен в сравнительно малом объеме. Наверняка большинство из вас видели в продаже пиратские (и легальные) диски, содержащие полную подборку музыки какого-либо исполнителя на одном диске? Ну так вот, исходный материал был получен при grabbing'e аудиодисков с помощью приспособленного к этому дисковода. Например, способностью «грабить» традиционно славятся модели фирмы Panasonic.
Возможность чтения дисков CD-R и CD-RW. Читать диски, записанные на дисководах CD-R, могут все современные CD-ROM, однако отнюдь не все распознают диски, записанные в несколько приемов (мультисессионные). Перезаписываемые диски CD-RW не получили пока широкого распространения из-за сравнительно высокой цены, однако не помешает при покупке CD-ROM осведомиться, поддерживает ли он этот формат.
Фирмы-производители CD-ROM. Самые популярные дисководы CD-ROM в России — изделия с торговой маркой Panasonic, Creative, Samsung, Hitachi, Pioneer, Теас и LG. Изделия этих фирм вы можете покупать без опаски. Что касается дисководов других марок — лучше проконсультируйтесь с продавцом: далеко не все дисководы обладают талантом читать без сбоев популярные у нас пиратские диски...
CD-R и CD-RW
Всем хорош CD-ROM — и быстр, и удобен, и недорог, и распространен дальше некуда... Один лишь недостаток существует у этого устройства — зато большой: не записывает. Ведь CD-ROM диски даже в названии определены как устройства только для чтения (CD-ROM). Однако сегодня существуют устройства, позволяющие записать такие диски самостоятельно — дисководы CD-R и CD-RW.
CD-R. Дисковод с возможностью однократной записи информации на специальный диск. Запись на диски CD-R осуществляется благодаря наличию на них особого светочувствительного слоя, выгорающего под воздействием высокотемпературного лазерного луча. То есть перед нами — нечто похожее на обычную фотографию.
Существует несколько видов носителей — «болванок» — для дисководов CD-R, отличающихся цветом внутреннего слоя. Желтые диски именуются «золотыми», а синие и зеленоватые — соответственно «серебром» и «платиной». Не стоит принимать эти названия за чистую монету — понятно, что никакими драгметаллами «болванки» не покрывают. Специалисты часто спорят, какой тип «болванок» пригоден для той или иной задачи — например, «золотые» диски чаще всего обвиняют в том, что сделанные на них копии AudioCD плохо читаются на некоторых музыкальных центрах. Кстати, во избежание ошибок специалисты рекомендуют записывать аудиодиски на скорости, не превышающей 4-кратную.
Скорость запись информации на диски CD-R на современных моделях дисководов может доходить до 20-кратной. Однако очень важно при этом подбирать для записи именно такие болванки, маркировка которых совпадает со скоростной маркировкой вашего дисковода (4х, 8х, 10х, 12х, 14х и т. д.). Большинство продаваемых сегодня «болванок» должно поддерживать, как минимум, восьмикратную скорость записи — со всеми остальными связываться просто не следует.
CD-RW. Сегодня CD-R дисководы фактически сошли со сцены. Им на смену пришли приводы нового стандарта, которые умеют записывать не только CD-R, но и диски многократной записи — CD-RW. При записи этих дисков используется совершенно иная, отличная от CD-R технология, да и устроены они по-другому.
Конечно, в дисках CD-RW также имеются поглощающие и отражающие свет участки. Однако это не бугорки или ямки, как в дисководах CD-ROM и CD-R. Диск CD-RW представляет из себя как бы слоеный пирог, где на металлической основе покоится рабочий, активный слой. Он состоит из специального материала, который под воздействием лазерного луча изменяет свое состояние. Находясь в кристаллическом состоянии, одни участки слоя рассеивают свет, а другие — аморфные — пропускают его через себя, на отражающую металлическую подложку. Благодаря такой технологии на диск можно записывать информадию, а не только читать ее.
При этом CD-RW — не вещь в себе: этот дисковод легко управляется не только с дисками собственного формата, но и с дисками предыдущих поколений — CD-ROM и CD-R. Причем последние он не только читает, но и пишет! В любом — и односессионном, и мультисессионном формате. При этом скорость записи дисков CD-R может доходить до 20-кратной, а дисков CD-R — до 12-кратной. Скоростные характеристики обычно указываются в названии дисковода — например, 12x8x32, где меньшая величина соответствует скорости записи CD-RW, а максимальная — скорости чтения.
Как видите — весьма занятное устройство. И неудивительно, что те, кто хочет приобрести записывающий CD-дисковод,' часто останавливает свой выбор именно на CD-RW, а не на старом CD-R. Однако учтите, что перезаписываемые диски CD-RW могут читать далеко не все дисководы CD-ROM (только модели, выпущенные после 1998 г.). А о бытовых проигрывателях компакт-дисков и говорить нечего — записанный на CD-RW музыкальный диск смогут прочесть только некоторые модели...
Однако с каждым годом популярность CD-RW растет, чему способствует снижение цен как на сами дисководы (120—150 долларов), так и на чистые диски-болванки (до 1 долл. за диск CD-R и до 3 — за CD-RW)
Рассмотрим характеристики CD-R и CD-RW дисководов.
Интерфейс. Как и любые дисководы, CD-R и CD-RW выпускаются в двух вариантах — SCSI и IDE. На интерфейс SCSI по-прежнему ориентируются самые быстрые и дорогие устройства, дисководы же средней руки выпускаются в IDE-исполнении. К сожалению, по ряду характеристик IDE-дисководы и сегодня уступают своим SCSI-собратьям. Зато вы можете установить их в любой компьютер без дополнительных затрат, а при покупке SCSI-дисковода вам придется тратиться и на плату SCSI-контроллера.
Внешние дисководы CD-RW также выпускаются в двух вариантах, однако на сей раз доброму старому SCSI противостоит модный интерфейс USB, которым оснащены практически все выпущенные с 1999 года материнские платы.
Размер буфера (встроенной кэш-памяти). Размер встроенной в дисководы кэш-памяти очень важен для записывающих устройств: ведь именно в ней накапливаются поступающие с жесткого диска данные. Большая кэш-память успевает накопить себе достаточный объем информации, чтобы компенсировать перебои в ее поступлении с диска — и спасти вашу «болванку» от порчи, что неизбежно в случае сбоя информационного потока.
Нормальная величина кэш-памяти сегодня — 2—4 Мбайт, причем для IDE-устройств желательна вторая цифра. Дисковод с памятью меньше 1 Мбайт покупать бессмысленно.
Поддерживаемые форматы. Современный «рекордер» обязан уметь копировать практически все существующие форматы дисков: видео- и аудиодиски, библиотеки изображений в формате Kodak PhotoCD, «смешанные» диски (аудио+данные) и т. д. А для полноценной записи и копирования аудиодисков дисковод должен поддерживать как режим ТАО (Track-At-Once), позволяющий копировать каждую дорожку на диске по отдельности, так и более совершенный режим DAO (Disk-At-Опсе), при котором создается точная копия всего диска.
Еще одним важным качеством для дисководов CD-R является возможность записывать так называемые «системные» или «загружаемые» диски — т. е. диски с программным обеспечением, необходимым для восстановления работоспособности вашего компьютера в случае повреждения данных на жестком диске. Эти диски могут «заменить» вашему компьютеру жесткий диск в процессе загрузки (для этого следует только установить необходимый параметр в BIOS материнской платы).
Желательно, чтобы ваш дисковод CD-R поддерживал возможность записи дисков нестандартного формата — т. е. не только стандартных дисков емкостью 650 (670) Мбайт / 74 мин аудиоинформации, но и дисков 80-минутной емкости (это пригодится вам в том случае, если вы будете часто работать с аудио).
Наконец, любой современный записывающий дисковод CD-R или CD-RW должен поддерживать возможность записи дисков в несколько приемов («мультисессия»). Этот режим позволяет вам при записи диска оставить его как бы «открытым» для дальнейшего добавления файлов. При отсутствии данного режима после записи он автоматически блокируется и запись становиться невозможной даже в том случае, если на «болванке» остается еще свободное место.
Возможность чтения DVD-дисков. Да-да, не удивляйтесь! Хотя для работы с DVD-дисками существуют специальные устройства, в последнее время производители обычных CD-RW дисководов все чаще стали встраивать поддержку DVD в свои детища. Правда, записывать DVD-диски такие «комбайны» пока что не могут.
Поддержка технологии Burn-Proof. Самая модная новинка 2000 года, позволяющая существенно снизить процент брака при записи дисков CD-R. Как известно, в большинстве случаев преждевременная кончина «болванки» наступает из-за «опустошения буфера» дисковода CD-RW — т. е. в тот момент, когда поток данных с жесткого диска в память записывающего дисковода по каким-то причинам прерывается. Созданная фирмой Sanyo технология Burn-Proof позволяет дисководу в критическом случае на время приостановить процесс записи и спокойно дождаться восстановления потока информации.
Фирма-производитель. Самыми популярными на российском рынке сегодня остаются дисководы с торговой маркой Panasonic («начинка» Panasonic, кстати, содержится в массе дисководов фирм-«сборщиков» — например, Guillemot или Compro), Sony, Ricoh, Teac или Yamaha. Самые дорогие и качественные модели выпускают Plextor и Hewlett-Packard, однако покупать такие дисководы домой — неоправданная роскошь. Среди недорогих IDE-дисководов популярны модели Mitsumi.
Стоимость: средний SCSI-дисковод стоит сегодня около 250— 270 долл. (в комплект, как правило, включена плата SCSI-контроллера). Стоимость IDE-варианта дисковода ниже — 120—150 долл.
DVD
За этими тремя буквами стоит многое. Годы яростных сражений, дискуссий, надежд, в результате которых этот стандарт все-таки родился на свет. Настоящий миф, родившийся задолго до появления этих устройств на массовом рынке. И обещанная революция в мире носителей информации, которая, по слухам, должна произойти чуть ли не с минуты на минуту... А конкретно — к 2005 году: именно тогда, по обещаниям разработчиков, видеокассеты, компакт-диски и многие другие носители информации прекратят свое существование и будут заменены единым и универсальным — DVD.
В самом начале аббревиатура DVD обозначала Digital Video Disk — цифровой видеодиск нового поколения. Однако позднее консорциум DVD отказался от этой расшифровки, предложив новый вариант — универсальный цифровой диск (Digital Versatile Disc). Произошло это потому, что стало ясно: на свет родилась не просто новая модель VideoCD, а универсальный носитель информации — как видео и аудио, так и компьютерных данных.
Впервые магическое слово DVD мир услышал 8 декабря 1995 года. Возвестили рождение нового стандарта крупнейшие мировые производители аудио-видео аппаратуры и носителей, объединившиеся в DVD Consortium: JVC, Hitachi, Matsushita, Mitsubishi, Philips, Pioneer, Sony, Thompson и Toshiba, а также гигант киноиндустрии Time Warner. Правда, позднее мощный альянс раскололся — Sony и Philips произнесли сакраментальное «мы пойдем другим путем»
Согласия оставшихся членов консорциума хватило на то, чтобы принять в 1996 году долгожданную спецификацию DVD-Video (первый фильм на новом носителе был выпущен в ноябре того же года). Однако позднее споры разгорелись вновь. Каким быть DVD-диску ~ односторонним, однослойным? Или — двусторонним и многослойным? Словом, возникла неразбериха, которая серьезно подпортила репутацию еще не родившемуся DVD. В 1997 г. — начале 1998 года между членами DVD консорциума едва не разгорелась настоящая война: каждый участник предлагал свой стандарт и доказывал, что лучше его просто не найти. Поэтому пока что неиспользованные резервы DVD решили «заморозить», ограничившись самым простым и уже утвержденным решением — один слой, одна сторона.
По внешнему виду (как и по способу записи) DVD не очень отличается от привычного нам CD-ROM. Секрет DVD — в его высокой емкости. Даже в самом простом варианте — в виде одностороннего однослойного диска — емкость DVD-носителя составляет от 3,2 до 4,7 Гбайт, что в восемь раз превышает объем сегодняшних дисков. А ведь диск DVD может быть и многослойным, к тому же еще и двухсторонним. И объем его может достигнуть после всех усовершенствований — ни много ни мало — 17 Гбайт! Столь высокая емкость достигается с помощью использования записывающего лазера с меньшей длиной волны (635 нанометров против 780 — у дисковода CD-R), что позволяет существенно повысить плотность дорожек на диске.
На одном диске DVD можно спокойно уместить двухчасовой (точнее — до 140 мин) видеофильм с пятью альтернативными звуковыми дорожками на разных языках и четырьмя каналами субтитров. А если фильм будет чуть меньшего объема — можно еще и запихнуть на тот же диск отдельный музыкальный soundtrack, интервью с создателями фильма и даже мини-мультимедиа-энциклопедию! Причем качество, обеспечиваемое DVD, оставляет далеко позади все другие виды носителей: качество изображения на DVD примерно вдвое выше, чем на VideoCD, и втрое — чем на видеокассетах.
Бесконечные споры и разноголосица стандартов несколько затормозили продвижение DVD на всех фронтах, кроме одного — видео: к 2000 году в мире было продано уже более около 50 миллионов DVD-проигрывателей. На появление новинки живо отреагировал Голливуд: для кинобизнесменов новый носитель стал поистине волшебной находкой. Одной из первых откликнулась компания Warner Brothers, ставшая полноправным членом DVD консорциума. И большинство фильмов, выходящих сегодня на DVD — продукция именно этой компании.
Другая причина задержки с продвижением DVD на рынок заключалась в несовершенстве защиты содержимого дисков от несанкционированного копирования. Было предложено (и реализовано) несколько способов: уникальная цифровая метка, не дающая копировать диск, а также так называемая «зональная защита», позволяющая воспроизводить видеодиски только в том регионе, для которого они изготовлены; Регионов этих шесть, и расположены они в порядке возрастания доли пиратской продукции на рынке:
· 1 регион — США и Канада;
· 2 регион — Европа, Ближний Восток, ЮАР, Япония;
· 3 регион — Юго-Восточная Азия;
· 4 регион — Центральная, Южная Америка, Австралия, Новая Зеш ландия;
· 5 регион — Россия, бывшие государства СССР и СНГ, Африка, Индия, Пакистан;
· 6 регион — Китай.
А это значит, что диск, купленный в США, может запросто отказаться работать на проигрывателе или компьютере в России.
Одним из курьезов первых лет существования DVD стали диски спецификации DIVX (не путать с одноименным стандартом сжатия видео, ставшим сегодня необычайно популярным у отечественных пира-" тов!). Воспроизводить DIVX-диски можно было лишь ограниченное число раз, после чего они полностью теряли функциональность (впрочем, их можно было вновь «оживить», доплатив определенную сумму за следующую серию просмотров). По замыслу создателей DIVX, популяризации этого формата должны была способствовать низкая цена на диски. Однако публика новацию не приняла и в 1999 году DIVX тихо скончался, не оставив наследников...
...А тем временем потихоньку начали «сдаваться» и казавшиеся незыблемыми бастионы защиты традиционных DVD. Первой пала региональная защита — в 1998 году на рынок вышли первые «мультизональ-ные» проигрыватели, позволявшие менять номер зоны, на которую рассчитан аппарат, неограниченное число раз. В этом же году появились и программы, позволявшие проделывать аналогичную операцию с популярными моделями дисководов DVD-ROM.
А в 1999 году юный программист Ион Йохансен из Нидерландов с помощью своих коллег по местной хакерской группе разработал программу DeCSS, позволявшую скопировать содержание любого DVD^ диска на жесткий диск компьютера. Взлом защиты DVD стал последней каплей, переполнившей чашу терпения разработчиков — талантливого тинэйджера вкупе с редактором известного хакере кого сайта «2600» Эриком Корли, привлекли к суду, постановлением которого, в частности, было запрещено не только распространение программы через Интернет, но даже ссылок на нее! Законопослушные американцы к постановлению суда прислушались, однако распространение DeCSS не прекратилось. Исходный текст программ публиковался на Интернет*, страницах в виде картинок, энтузиасты «озвучили» исходный код, на*< чав его распространение в виде звуковых файлов. Апофеозом этого противостояние стал выпуск большой партии маек с исходным текстом злосчастной программы... В том же 1999 году на рынке были замечены первые пиратские копии DVD-фильмов — правда, их стоимость была всего лишь в два раза меньше официальной.
Сегодня DVD-носители по-прежнему используются преимуществ венно для видео — окончательная спецификация стандарта DVD-Audio, позволяющего записывать музыкальную информацию с невиданным доселе качеством (192 кГц против 44-х у AudioCD), была принята лишь летом 2000 года. А производители компьютерных1! программ, похоже, просто не представляют, что им делать с таким гигантским объемом носителя. Microsoft, правда, не упустила возможности в очередной раз продемонстрировать свою желтую майку лидера — была выпущена DVD-версия популярной энциклопедии
Microsoft Encarta. Вероятно, в скором времени появятся и другие мультимедиа-энциклопедии на DVD, с большим объемом звука и оцифрованного видео высокого качества. Потом, вероятно, в бой вступят производители игр — ведь игры на 8 CD-ROM дисках сегодня уже не редкость. Однако вряд ли скоро перейдут на DVD производители программ — слава богу, большинству из них вполне хватает ресурсов CD-ROM.
А как обстоит дело с DVD-«железом»?
На первый взгляд, весьма благоприятно.
В конце 1997 года на рынке появились первые компьютерные наборы DVD Upgrade Kit от Creative и Diamond, включающие DVD-дисковод (читающий как DVD, так и обычные диски CD-ROM) и плату декодера MPEG-2, необходимого для качественного воспроизведения DVD видео. Середина года ознаменовалась появлением первых записывающих дисководов DVD-R, а сейчас рынок уже завоевывают перезаписывающие дисководы DVD-RAM, способные работать с односторонними однослойными дисками емкостью до 4,7 (или 5,2 Гбайт — в зависимости от производителя). Правда, читать перезаписываемые DVD-диски, упрятанные в специальный футляр, могут лишь сами дисководы DVD-RAM, да и стоит «болванка» DVD-RAM около 20 долл... И скорость записи информации пока что не слишком радует — около 1 Мбайт/с.
Что ж, остается дождаться того дня, когда DVD-ROM дисководами обзаведется хотя бы каждый десятый ПК — моментальный рост популярности DVD-RAM дисков и снижение их стоимости не заставят себя долго ждать. Приобретение DVD-RW станет весьма выгодной покупкой для пользователей, вынужденных хранить большие архивы неизменяемых данных (скажем, оцифрованный звук и видео) на жестком диске. Но произойдет это только тогда, когда стоимость этих устройств упадет до 100 долл. — именно столько стоят сегодня популярные CD-RW диско воды «средней руки».
Параметров, которые следует учитывать при выборе дисковода DVD, не так уж много. Первый и самый главный — скорость. Современные дисководы DVD-ROM способны воспроизводить DVD-диски с 8—10-кратной скоростью. При этом одна скорость DVD эквивалентна 8-скоростному воспроизведению обычных CD (кстати, и с этой работой DVD-ROM справляется безукоризненно).
Заметки для тех, кто хочет использовать DVD-дисковод для воспроизведения видеофильмов. В этом случае вам следует запастись еще и платой аппаратного DVD-декодирования — обычно такая плата поставляется в комплекте с дорогими моделями дисководов. Можно, правда, обойтись и без нее, переложив работу по декодированию видеопотока на центральный процессор. Однако в этом случае придется запастись мощным и дорогим процессором.
Не помешает и хорошая звуковая карта с акустической системой стандарта Dolby Digital (АС-3) из 6 колонок (5 колонок + сабвуфер, излучатель низких частот). Ведь звук на DVD — по-настоящему объемный, пятиканальный.
И последнее. Не успел DVD как следует возмужать и завоевать хотя бы малую толику обитаемого мира, как ему в спину задышали конкуренты... Впрочем, для рассказа о них придется выделить новую, специальную главу.
|