Характеризуя
проблемы e-business
в России следует разделить их на общие, присущие всему миру и
проблемы свойственные только для России. Сначала рассмотрим первые. На
сегодняшний день выделяют следующие наиболее актуальные проблемы:
1)
Проблема цифровой наличности и расчета по интернету. Эта
проблема появилась сразу с появлением e-business.
Ведение электронного бизнеса или виртуального, как его еще называют, должно
иметь соответствующую систему оплаты – электронную или виртуальную. Технологии
цифровой наличности привлекали внимание и как средство реализации
микроплатежей. Возникла потребность оплачивать сверхмалые ценности (например,
просмотр страницы электронной газеты). Поэтому системы микроплатежей
разрабатываются не только новыми компаниями, но и компьютерными гигантами,
такими как DEC, ныне входящая в Compaq, и IBM. Но и гигантам, кроме
небольших проектов, похвастаться пока нечем. В целом 1998-1999 год период
разочарования (временного) в системах микроплатежей и электронной наличности.
Таким образом, зарубежный опыт показывает, что банковское дело, даже
перенесенное в Интернет, не любит революций. Медленная и осторожная эволюция
годами складывающихся платежных механизмов пока оказывается единственно
возможным направлением развития.
2)
Еще одна проблема – возврат товара. В Америке, кстати, эта
проблема еще острее стоит, чем в России, поскольку у нас интернет - магазины явление
пока локальное. Руководство сетевых магазинов ведет такую политику: магазин по
первому требованию осуществляет возврат денег при отказе клиента от товара, в
том числе и без объяснения причин. На такие расходы (а они не малые)
руководство магазина идет, что бы у людей на возникло предвзятого отношения к
интернет - магазинам.
3)
Доставка - гораздо более серьезная проблема, нежели оплата.
Именно из-за трудностей с доставкой, компании продают в регионах гораздо меньше
товара, чем в центрах. Если взять общее число отказов от товаров, то только
процента три из них случаются из-за того, что нет возможности оплаты по
кредитным картам. А вот оттого, что нет системы доставки – процентов семьдесят.
Западный опыт показывает, что Интернет - магазинами в гораздо большей степени
пользуются потребители, удаленные от крупных городов.
Рассмотрим
проблемы e-business свойственные для России:
1)
Сложившееся мнение о интернет у населения страны. Так, в
некоторых странах людям задавался вопрос «Знаете ли вы о существовании Интернета».
Положительные ответы составляли от 60 до 80 процентов от опрашиваемой
аудитории. Затем следовал второй вопрос тем, кто знает: «Планируете ли вы сами
использовать Интернет в ближайшем будущем»? В среднем, половина из опрошенных –
собиралась. В России этот показатель составил всего 5%! Выяснилось, что столь
низкий процент обусловлен в первую очередь тем, что многие люди просто «боятся»
Интернета. Они искрение уверены, что интернет предназначен прежде всего
технически ориентированным людям и осваивать его очень тяжело. Если добавить
сюда еще и сложившиеся в массовом сознании стереотипы о злобных хакерах,
которые тут же узнают все про вашу личную жизнь, тотальной порнографии,
заполонившей Интернет, и наркотической зависимости от Сети, то картина
получалась совсем унылая.
2)
Развитию e-business мешает отсутствие необходимых инфраструктур.
Во-первых, это инфраструктура связи. Если покупатель ждет загрузки Web
страницы по несколько минут, то ни о какой электронной коммерции
речи быть не может.
3)
В России отсутствует платежная система. Да, есть банки, которые
развивают электронные платежные системы, но пока нет единой системы, которую
можно было бы широко использовать. Если говорить о ситуации с платежными
системами в России, то здесь стоит отметить три особенности. Первая — ниша
онлайновых платежей пуста. На Западе практически все платежи в Интернете
проходят по карточкам. У нас с карточками две проблемы. Во-первых, кроме
Питера, Москвы и ряда экзотических мест (Сосновый бор или поселки Норильского
никеля.) их практически нет. Во-вторых, даже в столицах, где их довольно много,
они пассивны. Народ использует карточки только для обналичивания и практически
не покупает в магазинах. Вторая — отсутствие доверия к платежным системам и
одновременно высокий уровень мошенничества. На Западе, в США покупатель
застрахован от мошенничества с его картой как в сети, так и вне, как моралью,
так и федеральным законом. У нас этого нет. Третья – мало денег: в
обществе вообще, и в интернет - торговле в частности. Всплеск интереса к платежным
системам наступил в 1998 году, спровоцированный внедрением первых российских
систем PayCash и «КиберПлат».
Увы, до сих пор они так и остались практически единственными реальными игроками
(помимо них стоит отметить только Webmoney и Instant).
И без того слабо развитый рынок пластиковых карточек сильно пошатнулся после
августовского кризиса. Крупные российские компании не стремятся внедрять новые
технологии расчетов, если это не сулит им быстрой прибыли. А к длительным
инвестиционным проектам сегодня готовы немногие. Наиболее активные игроки на
этом рынке как в нашей стране, так и на Западе – небольшие динамичные компании
и банки, ищущие возможности использования новых технологий для предоставления
более качественных услуг своим клиентам. Вдобавок различного рода посредники
мало заинтересованы в поддержке какой бы то ни было системы платежей,
обеспечивающей прямые связи производителей и потребителей. Тем не менее, объемы
электронных сделок в России быстро растут, и множество торговых компаний,
банков и организаций срочно занялись внедрением технологий электронного
финансового обслуживания. Охлаждения интереса к платежным системам в России за
два года не наблюдалось и спрос на платежные механизмы велик. При низкой
удовлетворенности на рынке возникла неустойчивая ситуация и поэтому любая
технологически совершенная система имеет большие шансы занять доминирующее
положение на рынке.
4)
Главная проблема российской электронной коммерции сегодня —
обеспечение безопасности. Потенциальная платежная система для российского
интернета должна быть предельно защищенной от жульничества, с низкой
себестоимостью распространения, допускать небольшие платежи.
5)
Что касается российского законодательства и вообще отношения
государства, то его можно охарактеризовать как нейтрально-благоприятное.
Некоторые схемы платежей через Интернет вполне легитимны, хотя необходимость
принятия новых законов, особенно в отношении статуса цифровой подписи и
электронных денег, созрела. Сейчас принимается (то есть обсуждается в думских
коридорах) закон об электронной подписи. Если примут хороший — этого будет
почти достаточно. Там же обсуждается проект закона о сетевых финансовых
транзакциях (настоящее название — очень сложное). Он тоже бы не помешал –
сильно упростил жизнь, особенно бухгалтерам.
6)
В России пока ощущается дефицит надежных систем доставки
товаров. Практически каждый российский магазин вынужден держать у себя службу
доставки, в то время как за рубежом существуют фирмы специализированные по
доставке товаров, услугами которых выгодно пользуются интернет – магазины.
Отсутствие компаний с такими услугами ограничивает число потенциальных клиентов
и, как следствие, прибыль предприятия. Но все имеет свои положительные стороны,
и наши особенности порождают немало хорошего для покупателя, если он находится
в пределах досягаемости курьерской доставки магазина.
7)
Одной из особенностей работы на российском рынке является почти
полное отсутствие информации о внедрении информационных технологий.
Развивающимся компаниям нужны данные и прогнозы о состоянии рынка, а их
практически нет. Им приходится делать
свои оценки, проводить собственные исследования, но этого мало. Есть западные
компании, занимающиеся анализом российского рынка Но увы, они слишком
медлительны.
8)
Существует мнение, что с развитием Интернета в России начнет уже
в ближайшее время снижаться роль традиционных реселлерских каналов. Во всем
мире этот процесс идет очень быстро, но в России, в силу многих причин, таких,
как отсутствие отлаженной инфраструктуры и таможенного законодательства, эти
изменения начнутся еще нескоро. Дистрибьютор сейчас выполняет огромное
количество несвойственной для него работы, и пока что нет того, кто бы мог
сегодня заменить его.
|