Особое
место занимает инвестирование интернет проектов. Современная экономика
развивается настолько стремительно, что ни одна технология, ни один проект не
могут ждать – деньги на развитие бизнеса, как правило, нужны либо сразу, либо
никогда. В случае опоздания даже самые крупные вложения могут стать
бесполезными, ибо аналогичная идея может появиться у конкурентов. Развитие
интернет - компаний теснейшим образом связано с венчурным инвестированием. В
известном смысле, именно венчурные фирмы были тем финансовым двигателем,
который привел в движение компьютерную индустрию Силиконовой долины. В середине
прошлого десятилетия, примерно с 1996 года, сильный поток венчурных капиталов
был направлен в Интернет - сектор. Главная причина формирования рынка
инвестиций, предназначенных для вложений в стартовый бизнес и деловые проекты –
это время, фактически, именно высокая скорость оборота капитала. Сжатые сроки
инвестирования почти не оставляют времени на оценку. Особенно если речь идет о
проекте, который должен занять свободную рыночную нишу. Часто некогда даже
провести более или менее детальные маркетинговые исследования. Понятно, что в
такой ситуации инвестор должен найти новый способ застраховать свои вложения. Ответ
был найден самой стихией новой экономики — это бизнес инкубация. Идея
инкубаторов является логическим продолжением той тактики, которой стали придерживаться
венчурные инвесторы в последние годы. Тактика заключается в формировании целого
портфеля разных проектов, чтобы застраховаться на случай провала одного и даже
нескольких. Если компания набирает портфель из десяти проектов, то почему бы не
создать для них всех общую базу. В первую очередь инвестор страхует себя. Кроме
того, сокращается часть первоначальных расходов на создание компании — аренду
помещения, приобретение оборудования, что составляет, как правило, 10—20%
первоначальных вложений. В значительной степени за счет предоставления готовой
инфраструктуры можно уменьшить первоначальный штат проекта — не нужны
бухгалтер, системный администратор, юридический консультант, инвестиционный
консультант или финансовый директор. За счет этого удается сэкономить 20—30%
фонда заработной платы, то есть 10—15% всех первоначальных вложений (исходя из
того, что, как правило, оплата труда составляет до половины расходов в молодых
фирмах). В общей сложности, в зависимости от конкретного проекта, инвестор сокращает
свои первоначальные вложения на 20—40%. Очевидна выгода и для инвестируемых —
можно пользоваться готовой инфраструктурой, но главное — финансовым и
юридическим опытом инвестора. При хорошем уровне взаимопонимания обеспечивается
столь необходимая молодым фирмам синергия инновационности и опыта.
На
данный момент самым привлекательным видом деятельности в интернет является
коммерция. Если посмотреть на размеры капиталовложений в интернет - проекты, то
окажется что вложения в электронную коммерцию не так уж велики по сравнению с
остальными сферами бизнеса, однако рост этих вложений самый высокий именно у
электронной коммерции. Кроме того инвестиции в электронную коммерцию не так уж
велики, потому что она не требует больших стартовых капиталов и поэтому более
доступна предпринимателям, чем какая-либо другая деятельность. Этим объясняется
бурный рост числа электронных магазинов как за рубежом так и в России.
Как
и в реальном рынке, в виртуальном существует несколько видов магазинов. Каждый
вид использует собственную конкуренцию на рынке, что, естественно, сказывается
как на цене, так и на качестве продукта. В целом можно выделить три основных
типа электронных магазинов: электронные супермаркеты, специализированные магазины и мелкорозничные магазины. У многих
понятие интернет - магазина до сих пор ассоциируется с небольшой комнатой, где
сидят операторы, принимающие заявки. Однако интернет - магазин — это достаточно
сложный механизм, у которого должна быть грамотно поставлена логистика.
Необходима координация многих служб, обеспечивающих работу магазина. Это
менеджеры по работе с поставщиками, маркетологи, горячая линия технической поддержки
и, конечно же, курьерская служба. При создании интернет – магазина нередко
возникают проблемы, причем в большинстве случаев, у разных предпринимателей,
они одни и те же. Имея представление о таких проблемах, предприниматель может
существенно уменьшить шанс потерпеть неудачу в интернет.
|