почты
– Mail.ru. Проект удался и его
успех вряд ли кто будет оспаривать. Сегодня Mail.ru - это служба, к которой обращаются
160 тысяч человек ежедневно, а недавно зарегистрировался миллионный
пользователь (из этого миллиона активными являются примерно 45 процентов
учетных записей).
Опыт
показал, что сегодня бесплатная почта — это то, что привлекает огромный интерес
пользователей. Вообще же, количественный прирост пользователей бесплатной
электронной почты начинает вызывать качественные изменения этого бизнеса. Ведь
речь идет о создании не просто множества пользователей бесплатной почты, а
некоторого со общества, community.
Оно имеет свою структуру, и не обходимо создавать механизмы ее распознавания и
формирования Надо присваивать пользователям первичные портальные признаки
категории интересов, клубы. Ведь тем 160 тысячам человек, что ежедневно
приходят на Mail.ru, можно (и нужно) дать
возможность общаться друг с другом. Успех одного портала подтолкнул к созданию
другого – торгового. В частности, компания Port.ru сделала ставку на электронную
коммерцию и объявила о создании торгового портала – Torg.ru, который будет включать в себя
большое число магазинов. Планы достаточно амбициозны - до лета 2000 года в
компании ожидают интеграцию в портал порядка 500 магазинов, при этом рекламный
бюджет проекта, по словам организаторов, составит 2 млн. долларов.
В
идеале руководители портала хотят, чтобы электронная почта в широких массах
пользователей ассоциировалась с Mail.ru, а интернет
торговля – с torg.ru.
Что
собой представляет новый торговый портал. Все Интернет магазины, которые сейчас
понемногу начинают торговать в российском интернете (их около 700), имеют
возможность подключиться к порталу через единый каталог товаров. Для этого
предоставляется необходимая технология. Помимо этого партнеры torg.ru могут зазывать
посетителей как в собственные Интернет магазины, так и воспользоваться
программным обеспечением портала для создания новых полноценных Web витрин. Портал
допускает, что некоторые магазины ограничатся лишь включением своих товаров в
общий каталог. Тогда они оплатят только поставленных порталом покупателей. В
любом случае главная задача при создании портала сделать так, чтобы посетители
собираясь на портале, тратили там много времени, преодолевали свою
застенчивость или страхи и делали онлайновые покупки. Для этого руководство
проекта планирует вложить большие деньги как в сетевую так и в обычную рекламу
виртуального супермаркета. Пригодится и та огромная клиентура, что накоплена на
почтовом портале mail.ru.
В
планы входит подключение примерно двести магазинов до середины лета. К этому же
времени в российской Интернет торговле произойдет естественный отбор. Ведь
кроме того, что каждый день появляются новые магазины, многие по разным
причинам вынуждены закрываться или готовятся к этому. Зато, безусловно,
вырастет число потенциальных покупателей. Сейчас в России примерно 5 процентов
пользователей готовы покупать товары через Интернет, и даже это не так уж мало.
Как
видно, идея торгового портала предельно проста. Главное, что покупатель может
быстро приобрести все, что ему нужно, в одном месте. Магазины. в свою очередь,
получают большое количество покупателей и торговый сервис, вдобавок многие
продавцы могут обойтись минимальными атрибутами торговли. Одним словом, этот
бизнес очень похож на то, что происходит в обычных супермаркетах. Доход Тогд.ru
будет складываться из аренды площадей для магазинов и рекламы. Декорации и
интерьер продавец вправе создать самостоятельно.
Таким
образом, любой посетитель торгового портала получает два пути к своей покупке.
Первый - когда покупатель знает, что именно хочет купить, тогда он пользуется
каталогом находит лучшее для себя предложение (по цене, надежности продавца и
прочим соображениям). Причем возможно, что один и тот же товар в портале будет
предлагаться двумя (или больше) продавцами в рамках одного интерфейса, выбор
останется за покупателем (из соображении цены, надежности, удобства доставки и
оплаты). Второй путь – посетитель заходит на портал и начинает ходить по
приглянувшимся ему магазинам в поисках покупок. Кстати, и вне сетевой жизни
наблюдается такие же стратегии покупателя.
Итак,
портал – это действительно сверхпривлекательная вещь – потенциальная
возможность купить что то из огромного количества товаров (информация о которых
хорошо структурирована и удобна в использовании) не поднимаясь со стула. Если это действительно
возможно в торговом портале, то вызывает у посетителя своеобразное ощущение
сверхмогущества.
Безусловно,
торговый портал помимо предоставления площадей должен выступать в качестве
гаранта надежности продавца и его товара. Поэтому параллельно приходится
разрабатывать инфраструктурное партнерство со службами доставки и системами
электронных платежей. Надо учесть, что психологически приемлемый порог для
периода между нажатием на кнопку и получением товара составляет два три дня.
Если товар будет доставляться месяц (за исключением, разумеется, удаленных
регионов), то это уже не интернет - торговля. Кроме того, важно, чтобы цена
товара в известном смысле включала в себя стоимость доставки. Покупатель должен
точно знать, сколько ему придется заплатить за то, что он выбрал, с учетом всех
расходов. Все это учтено в torg.ru.
Пока
не будет общепризнанных платежных систем (так же как и в США до появления
кредитных карт), для торговли будет использоваться доставка (почтой, курьером)
с оплатой при получении. Впрочем сами магазины вправе продолжать пользоваться
собственными схемами оплаты и доставки.
Ассортимент
torg.ru будет сильно
отличаться от среднего в российской Сети. Если посмотреть на то, чем торгуют
наиболее процветающие российские интернет - магазины, то окажется. что практически
одним и тем же компьютерами, бытовой техникой. Многие пытаются торговать
книгами и компакт дисками, но маржа на них минимальна и потому велики риски.
Единственный плюс в продаже этой категории товаров состоит в том, что
психологически легче согласиться на покупку такого товара в сети, так что пока
- это удел миссионеров, которые приучают людей делать покупки через интернет.
Однако в потребностях покупателей доля этих товаров не так уж и велика - 10-15
процентов. К сожалению, предложений по остальным товарам в российском интернете
практически нет — вернее, есть, но их почти невозможно найти. При помощи
торгового портала у таких продавцов появляется отличный шанс найти своих
покупателей.
В
условиях рыночной экономики в России появился новый вид бизнеса – интернет
бизнес. Он коренным образом отличается от обычного несетевого – он развивается
так же стремительно как и сама среда интернет позволяет работать на виртуальном
рынке, что в значительной мере снижает издержки предприятий малого бизнеса; позволяет
существенно расширить круг потенциальных клиентов. Одним из выгодных для России
свойств этого бизнеса является то, что он чрезвычайно привлекателен для
инвесторов, как западных так и российских. А это в данный момент для России
очень важно: экономике сегодня необходимы денежные вливания для развития малого
бизнеса, формирования конкурентной среды для крупного бизнеса, который является
основой экономики любого развитого государства.
Однако
наряду с достоинствами нового вида предпринимательства возникают и проблемы. В
основном они связаны с неразвитой телефонной инфраструктурой России и
неопытностью предпринимателей в данной области рынка. Кроме того, в России пока
что не сложилось новое поколение управляющего персонала и обслуживающего
персонала, способного эффективно работать на рынке электронных услуг. Нет
специализированных по интернет – проектам инвестиционных компаний, что в
значительной степени сдерживает развитие этого рынка, а без капитала даже самая
оригинальная идея ничего не значит. Самой большой проблемой России является то,
что мнение большинства людей об интернете отрицательное – для многих это
агрессивная среда переполненная хакерами и непристойной информацией. Рынок
электронных услуг в России пока что не совершенен и далек от западного. Однако
Российский предприниматель сознательно идет на эти трудности, видя перспективы,
которые открываются на этом рынке. Об этом свидетельствуют постоянно
появляющиеся новые интернет – проекты. Российский предприниматель так же
затрачивает очень много своих средств на изучение рынка электронных услуг, на
его развитие и преодоление тех стереотипов, которые сложились у народа.
Остается только надеяться что эти усилия не пропадут даром и интернет - бизнес
в России станет таим же прибыльным и привлекательным, как и в западных странах.
Интернет
не воспринимается всерьез многими предпринимателями. Но серьезность этого рынка
характеризуют цифры – за 1999 год вложения в интернет можно сравнить с бюджетом
России. Вот доказательство развития этой сферы производства.
Само
государство должно наконец определиться с тем, что такое все-таки Интернет –
среда общения, средство массовой информации, или нечто вообще иное. Необходимо
четко определить те рамки, в которых государство будет регулировать Интернет.
Сделать регулирование слишком жестким — значит парализовать всякий интернет –
бизнес. Это не получилось в США и вряд ли получится у нас. Как только будут
введены хоть какие-то правила игры, тут же появляются и игроки, те, у кого есть
желание инвестировать.
Пока
законов никаких нет (и на это уйдут годы), игрокам приходится оставаться в
неопределенном статусе. Именно поэтому интернет - инвестиции уходят к
иностранным юридическим лицам (часто зарегистрированные в оффшорных зонах). При
этом наше государство фактически добровольно лишает себя дополнительных
налоговых сборов. Так что для интернет - бизнеса нужны правила игры, которые
есть во многих развитых странах. Хотя и несовершенная, не до конца
проработанная, но законодательная база уже действует, например, в США И
хотелось бы, чтобы этот опыт учитывался при разработке нашего законодательства.
Интернет
меняет экономическую организацию общества - хотим мы этого или нет, и нужно
уметь перестраивать свою деятельность в новых условиях.
|