1)
Попытка сделать все самому увеличивает шансы на то, что усилия
по созданию Интернет - проекта будут потрачены впустую. Здесь необходимо
обратимся к цифрам. Если сервер помещается на один из компьютеров компании, то
придется платить за компьютер и программное обеспечение для сервера и
коммуникационные программы, за доступ к интернету и за собственную цифровую
телефонную линию, которая будет связывать офис с внешним миром, не говоря уже
об оплате услуг специалиста, который обеспечит техническую поддержку
компьютера. Если же разместить страницу на одном из крупных Web – узлов, то расходы
значительно сократятся, к тому же не нужно будет покупать компьютер,
программное обеспечение, платить зарплату техническому персоналу. Web – узел обеспечит
очень быструю связь с Интернетом. Собственно говоря, суммарные расходы на
сервер, расположенный на крупном Web – узле, всегда меньше, чем оплата собственных высокоскоростных
линий. Поэтому, прежде чем приниматься делать все самостоятельно, необходимо
рассмотреть все расходы связанные с арендой пространства на нужном Web – сервере. То же
самое касается оформления и составления Web – страницы. Если сравнить цены,
то созданная самостоятельно версия может показаться дешевле. Однако
приобретенные в готовом виде товары и услуги позволяют компании сэкономить
время на разработку компьютерных проектов и таким образом быстрее воплотить
проект в жизнь;
2)
Нередко приходится слышать
о том, что из-за недобросовестности провайдеров и консультантов компании несут
большие убытки, чем из-за электронных взломшиков промышленного шпионажа и
подделки кредитных карточек вместе взятых. Порой провайдеры, пользуясь
некомпетентностью и доверчивостью своих клиентов, пытаются мошенничать и
требуют огромные суммы за предоставление элементарных слуг. Прежде чем
принимать решение необходимо обязательно рассмотреть расценки нескольких
провайдеров. Цены на одни и те же услуги будут различаться в десятки раз. Но
необходимо иметь в виду, далеко не всегда справедлив принцип «чем дешевле, тем
лучше» – качество услуг может оказаться еще ниже цены. Нужно стараться выбрать
не самую высокую, но и не самую низкую цену. Следует остерегаться экспертов, на
чьих визитках нет адреса электронной почты. Настоящие эксперты по работе в
Интернет имеют свои собственные доменные имена. Следует с осторожностью
относится также и к специалистам в технической отрасли, например к провайдерам
интернета, которые внезапно изменили профиль и занялись маркетингом или
оформлением Web границ. Берегитесь
подающих надежды художников с большими амбициями которые, демонстрируя свои
работы, ждут восторгов по оводу их стиля оформления Web страниц. Подбирая художника для
оформления web-страниц необходимо спрашивать его о результатах роботы. Неважно,
что он всеми признанный гении, компании требуется одно чтобы в результате его
деятельности кривая продаж двинулась вверх;
3)
В 1998 году печально знаменитый Интернет вирус Worm
принес компаниям, подключенным к Интернету, сотни тысяч долларов
убытка. Произошло это случайно. Но гораздо хуже, когда компания легкомысленно
позволяет злоумышленникам поживиться за ее счет. В Интернете как к в реальной
мире нельзя полностью защитить себя от воровства. Но если знать что именно
угрожает безопасности компании, то можно предпринять простые и логичные шаги
чтобы защитить себя. Вопросы безопасности и защиты данных в Интернете очень
важны.
Здесь
перечислены только основные причины неудач, но их конечно же больше –
конкретные проблемы возникают в конкретных ситуациях. Однако, имея
представление о перечисленных проблемах, предприниматель может существенно
уменьшить шанс потерпеть неудачу в интернет.
Говоря
об оценке стоимости Интернет проектов следует разделять отечественный и
зарубежный рынок. Дело в том, что оценки стоимости проектов на зарубежном рынке
есть. Механизмы же оценки стоимости Интернет проектов в России мягко говоря не
выработаны. Возьмем простейший случаи когда рассматривается стоимость контент
проекта. Допустим, что его бизнес план основан только на продаже рекламных
площадей. В этом бизнес плане необходим такой критерий как реальная цена одного
посетителя. Так вот, если реальная цена одного посетителя из устойчивой
аудитории проекта оценивается на Западе в районе 30 долларов и эта цена
основана на вполне реальных выкладках о том сколько стоит внимание одного
потребителя в американском обществе с точки зрения рекламодателя, то у нас с
этим проблемы. Во-первых в России совершенно другая демография. Во-вторых объем
среднегодового потребления на одного человека в России выраженный в долларах не
сравним с тем же показателем в Америке. Поэтому как оценить цену члена
российского сайта - не ясно. Попытки разговаривать на эту тему с нашими
рекламными агентствами приводят к тому, что и они разводят руками констатируя
отсутствие опыта проведения больших рекламных кампаний по заказам крупнейших
рекламодателей - а именно из таких кампаний и рассчитывается цена посетителя на
западном рынке. Сказать сколько стоит внимание посетителя российского сайта не
готов никто. Называются совершенно различные цифры. Кто то делит цену
американского посетителя на два и на этом основании говорит что его проект
стоит полтора миллиона. Другие более трезво говорят, что давайте считать как и
в первом случае, только цена российского посетителя ниже не в два а в десять
раз. Однако понятно, когда нет никаких логических подтверждении этим оценкам,
то это уже не методика. Поэтому даже для простейшего случая с точки зрения
расчета цены проекта в России абсолютно нет методик. Поэтому для определения
стоимости web – проектов
воспользуемся цифрами западных компаний.
Оценки
затрат на развертывание данных решений в области электронной коммерции
варьируются в широких пределах. Так для решений очень высокого уровня стоимость
такого узла составляет от 800 тыс. долл. до 1,93 млн. долл., а время,
необходимое для его разработки, 4—7 месяцев. Вместе с тем для малого бизнеса
стоимость Web-узла электронной коммерции, включающего сервер, рабочую станцию с
соответствующим программным обеспечением и периферийным оборудованием (включая
цифровую видеокамеру), а также специализированное программное обеспечение для
электронной коммерции, оказывается значительно ниже и составляет приблизительно
15 тыс. долларов. Если же арендовать место в каком либо крупном электронном
бизнес центре, то расходы на создание проекта могут снизиться до 1 тыс.
долларов. В последнем случае также снижаются начальные расходы, за счет того,
что компании не надо делать больших усилий по продвижению своего бизнеса на
рынок, ведь те, у кого арендуется место под проект, имеют довольно широкую
популярность.
При
создании электронных торговых центров под одной крышей не учли, что в Интернете
имеется возможность легко и мгновенно переключиться с одной страницы на другую
и группировка разнородных вещей на одном сервере теряет смысл В отличие,
скажем, от реальных торговых центров, где объединение под одной крышей
обусловлено экономией на торговых издержках, времен и т п.
Оказалось,
что принципиально более важным для Интернета является общность интересов
покупателей. Это в известном смысле «точки кристаллизации», или центры
притяжения сообществ потребителей. По этой причине серверы многих передовых
фирм (IBM, Microsoft и др. )
поддерживают бесплатные дискуссионные форумы, на базе которых и формируются
сообщества по интересам. Понятно, что тогда и предложения о продаже падают на
действительно подготовленную почву.
Одним
из последних изобретений в данной области стал «портал» — объединение на базе
мощного поискового сервера целого комплекса бесплатных услуг (электронной
почты, web- страниц и др.). Это делается с одной целью — создать свое
сообщество пользователей (community)
и захватить, тем самым, долю рекламного рынка, которая становится все дороже и
дороже.
По
этому пути шли крупнейшие поисковые системы Yahoo и Lycos. Убедительным доказательством
перспективности и прибыльности данного подхода стал многократный рост
капитализации этих компании в течение только последнего года до 5,5 и 1,1 млрд.
долларов соответственно.
Собственно,
их капиталом являются не материальные ценности, не технологии, а нечто новое и
специфическое — интерес общества, то есть внимание потребителей, которых им
удалось привлечь и удержать. «Порталы» превратились в своего рода современный
вид недвижимости.
Огромное значение в развитии порталов играет реклама. Реклама в
Интернете имеет три особых преимущества:
1)
активное взаимодействие с аудиторией, то есть получение обратной
связи от потребителя с помощью того же средства передачи информации;
2)
возможность точного и легкого подсчета числа обращений к
рекламному объявлению, а значит, четкой фокусировки на определенной аудитории и
тем самым снижения затрат;
3)
возможность предоставить сколь угодно детальную информацию о
продукте.
Именно
возможность «четкой фокусировки» на определенную группу потребителей есть
принципиально новое качественное преимущество электронного рынка. Крупнейший в
мире виртуальный книжный магазин Amazon.com платит 8—10%
комиссионных от продажи книги обладателю сервера, специализированного на
какой-то предметной области знания и помещающего рекламную ссылку (баннер). С
помощью этой ссылки потенциальный покупатель сразу попадает в узкую предметную
область магазина Amazon.com, соответствующую его
интересам (профилю сервера, на котором помещается ссылка). Ему предлагается
список литературы в точности по тому вопросу, на котором сфокусировано его
внимание. В этом залог успеха. Ключевым параметром становится так называемый
трафик — число обращений к серверу, рекламному объявлению и т.п. Это и есть
капитал — аудитория, готовая к восприятию рекламы. Парадокс электронного рынка
заключается в том, что трафик нельзя купить за деньги. Это непривычная ситуация
с точки зрения обычного бизнеса. Можно, например, купить магазин на бойком
месте в центре города и быть уверенным в высокой посещаемости. Здесь совсем не
так. Для разработки сервера можно привлечь лучших дизайнеров, купить лучшее
оборудование, но парадокс в том, что и это не гарантирует высокий трафик. В
большей степени, чем ранее требуется интеллектуальный вклад и нечто, способное
удивить, задержать внимание избалованной и перегруженной информацией аудитории.
Одним
из первых наших проектов в российском Интернете, развивающихся в данном
направлении, стал портал бесплатной электронной
почты
– Mail.ru. Проект удался и его
успех вряд ли кто будет оспаривать. Сегодня Mail.ru - это служба, к которой обращаются
160 тысяч человек ежедневно, а недавно зарегистрировался миллионный
пользователь (из этого миллиона активными являются примерно 45 процентов
учетных записей).
Опыт
показал, что сегодня бесплатная почта — это то, что привлекает огромный интерес
пользователей. Вообще же, количественный прирост пользователей бесплатной
электронной почты начинает вызывать качественные изменения этого бизнеса. Ведь
речь идет о создании не просто множества пользователей бесплатной почты, а
некоторого со общества, community.
Оно имеет свою структуру, и не обходимо создавать механизмы ее распознавания и
формирования Надо присваивать пользователям первичные портальные признаки
категории интересов, клубы. Ведь тем 160 тысячам человек, что ежедневно
приходят на Mail.ru, можно (и нужно) дать
возможность общаться друг с другом. Успех одного портала подтолкнул к созданию
другого – торгового. В частности, компания Port.ru сделала ставку на электронную
коммерцию и объявила о создании торгового портала – Torg.ru, который будет включать в себя
большое число магазинов. Планы достаточно амбициозны - до лета 2000 года в
компании ожидают интеграцию в портал порядка 500 магазинов, при этом рекламный
бюджет проекта, по словам организаторов, составит 2 млн. долларов.
В
идеале руководители портала хотят, чтобы электронная почта в широких массах
пользователей ассоциировалась с Mail.ru, а интернет
торговля – с torg.ru.
Что
собой представляет новый торговый портал. Все Интернет магазины, которые сейчас
понемногу начинают торговать в российском интернете (их около 700), имеют
возможность подключиться к порталу через единый каталог товаров. Для этого
предоставляется необходимая технология. Помимо этого партнеры torg.ru могут зазывать
посетителей как в собственные Интернет магазины, так и воспользоваться
программным обеспечением портала для создания новых полноценных Web витрин. Портал
допускает, что некоторые магазины ограничатся лишь включением своих товаров в
общий каталог. Тогда они оплатят только поставленных порталом покупателей. В
любом случае главная задача при создании портала сделать так, чтобы посетители
собираясь на портале, тратили там много времени, преодолевали свою
застенчивость или страхи и делали онлайновые покупки. Для этого руководство
проекта планирует вложить большие деньги как в сетевую так и в обычную рекламу
виртуального супермаркета. Пригодится и та огромная клиентура, что накоплена на
почтовом портале mail.ru.
В
планы входит подключение примерно двести магазинов до середины лета. К этому же
времени в российской Интернет торговле произойдет естественный отбор. Ведь
кроме того, что каждый день появляются новые магазины, многие по разным
причинам вынуждены закрываться или готовятся к этому. Зато, безусловно,
вырастет число потенциальных покупателей. Сейчас в России примерно 5 процентов
пользователей готовы покупать товары через Интернет, и даже это не так уж мало.
Как
видно, идея торгового портала предельно проста. Главное, что покупатель может
быстро приобрести все, что ему нужно, в одном месте. Магазины. в свою очередь,
получают большое количество покупателей и торговый сервис, вдобавок многие
продавцы могут обойтись минимальными атрибутами торговли. Одним словом, этот
бизнес очень похож на то, что происходит в обычных супермаркетах. Доход Тогд.ru
будет складываться из аренды площадей для магазинов и рекламы. Декорации и
интерьер продавец вправе создать самостоятельно.
Таким
образом, любой посетитель торгового портала получает два пути к своей покупке.
Первый - когда покупатель знает, что именно хочет купить, тогда он пользуется
каталогом находит лучшее для себя предложение (по цене, надежности продавца и
прочим соображениям). Причем возможно, что один и тот же товар в портале будет
предлагаться двумя (или больше) продавцами в рамках одного интерфейса, выбор
останется за покупателем (из соображении цены, надежности, удобства доставки и
оплаты). Второй путь – посетитель заходит на портал и начинает ходить по
приглянувшимся ему магазинам в поисках покупок. Кстати, и вне сетевой жизни
наблюдается такие же стратегии покупателя.
Итак,
портал – это действительно сверхпривлекательная вещь – потенциальная
возможность купить что то из огромного количества товаров (информация о которых
хорошо структурирована и удобна в использовании) не поднимаясь со стула. Если это действительно
возможно в торговом портале, то вызывает у посетителя своеобразное ощущение
сверхмогущества.
Безусловно,
торговый портал помимо предоставления площадей должен выступать в качестве
гаранта надежности продавца и его товара. Поэтому параллельно приходится
разрабатывать инфраструктурное партнерство со службами доставки и системами
электронных платежей. Надо учесть, что психологически приемлемый порог для
периода между нажатием на кнопку и получением товара составляет два три дня.
Если товар будет доставляться месяц (за исключением, разумеется, удаленных
регионов), то это уже не интернет - торговля. Кроме того, важно, чтобы цена
товара в известном смысле включала в себя стоимость доставки. Покупатель должен
точно знать, сколько ему придется заплатить за то, что он выбрал, с учетом всех
расходов. Все это учтено в torg.ru.
|