Построение же таблиц маршрутизации для конечных адресов станций, необходимых для установления соединений, в сетях АТМ может выполняться как вручную администратором, так и автоматически с помощью протокола PNNI (PrivateNetworktoNetworkInterface), похожего на протокол OSPF сетей TCP/IP.
Виртуальные каналы бывают коммутируемыми (SwitchedVirtualChannel) и постоянными (PermanenetVirtualChannel). Коммутируемые виртуальные каналы устанавливаются узлами динамически, в процессе работы, а постоянные виртуальные каналы образуются администратором на продолжительный срок.
Особенностью сетей АТМ является то, что запрос на установление соединения несет в себе одновременно с адресом конечного узла и параметры запрашиваемого качества обслуживания. Эти параметры определяет в первую очередь тип трафика, который будет передаваться в рамках данного соединения. Сегодня стандартами технологии АТМ, которые разработала некоммерческая организация ATMForum, определено 4 основных типа трафика:
1.
CBR (ConstantBitRate) - трафик с постоянной битовой скоростью;
2.
VBR (VariableBitRate) - трафик с переменной битовой скоростью;
3.
ABR (AvailableBitRate) - трафик с доступной битовой скоростью;
4.
UBR ((UnspecifiedBitRate) - трафик с неопределенной битовой скоростью.
Так как для трафика VBR существует два подтипа - VBR реального времени и VBR, то иногда говорят, что в АТМ существует 5 типов трафика.
Для каждого из типов трафика определены следующие параметры качества обслуживания:
Тип трафика
Гарантии пропускной способности
Гарантии изменения задержки
Обратная связь при переполнении
CBR
+
+
- 67
VBR
+
+
-
UBR
-
-
-
ABR
+
+
+
Трафик CBR - это трафик цифровой телефонии, всегда имеющий постоянную битовую скорость, как правило, кратную 64 Кб/c. В сетях АТМ можно запрашивать любую постоянную скорость для соединений CBR - от нуля до максимальной скорости канала.
Трафик VBR соответствует случаю передачи компрессированного голоса или изображения. Для него запрашивается средняя скорость и максимальная величина пульсации за определенное время. Сервис VBR может использоваться также и для передачи компьютерного трафика.
Для этого при установлении соединения ABR между конечным узлом и коммутаторами сети заключается соглашение о двух скоростях передачи данных - пиковой скорости и минимальной скорости. Пользователь соединения ABR соглашается не передавать данные со скоростью, выше пиковой, а сеть соглашается всегда обеспечивать минимальную скорость передачи ячеек .
Если приложение при установлении ABR-соединения не определяет максимальную и минимальную скорости, то по умолчанию считается, что максимальная скорость совпадает со скоростью линии доступа станции к сети , а минимальная скорость считается равной нулю.
Сервис ABR (AvailableBitRate) в отличие от других видов сервиса АТМ использует достаточно тонкую технику управления потоком для предотвращения перегрузок сети - при перегрузках о них оповещаются как ближайшие соседи-коммутаторы, так и конечные узлы.
Сервис с неопределенной пропускной способностью (UnspecifiedBitRate) подобен сервису коммутаторов локальных сетей - он не гарантирует конечному узлу какой-то определенной доли пропускной способности сети и не гарантирует, что все ячейки конечного узла будут доставлены по назначению. Это самый простой вид сервиса и он не использует какие-либо процедуры управления потоком, а при переполнении буферов коммутатора приходящие ячейки отбрасываются точно так же, как это делают коммутаторы локальных сетей.
Для всех типов трафика кроме UBR процедура установления соединения представляет для коммутаторов сети достаточно сложную проблему. Коммутатор должен решить, сможет ли он гарантировать пользователю запрашиваемые параметры пропускной способности и задержек. Поэтому процедура установления соединения обычно отнимает у коммутатора достаточно много времени - от 5 мс и выше. Но зато, если запрос принят, то дальше он выполняется с гарантией запрошенного качества для взаимодействующих в рамках соединения приложений.
Поддержка тонких процедур обеспечения качества обслуживания и высокая скорость коммутации делают коммутаторы АТМ достаточно дорогими устройствами - стоимость порта колеблется от $2000 до $3000 за порт. Средняя цена построения локальной сети АТМ даже при предоставлении рабочим станциям пропускной способности 25 Мб/c приводит к стоимости в расчете на узел примерно в $1000.
Взаимодействие с существующими технологиями и протоколами 68
Для преобразования кадров, циркулирующих в локальных сетях, в 53-байтные ячейки, в технологии АТМ определены функции сегментации и ассемблирования (SegmentationAndReassembling). Когда кадр или пакет существующего протокола, например IP, поступает в драйвер сетевого адаптера АТМ, то он с помощью функции сегментации разделяет его на последовательность ячеек. После передачи ячеек по сети коммутаторов АТМ они вновь собираются в последнем коммутаторе с помощью функции реассемблирования в исходный кадр.
Однако, преобразование пакетов в ячейки - не самая сложная проблема взаимодействия АТМ с протоколами локальных сетей. Сложнее проложить нужные виртуальные пути в сети коммутаторов АТМ и заказать для них нужное качество обслуживания.
Нужно отметить, что ATМ Forum предпринимает значительные усилия для решения проблемы совместимости, понимая, что новой технологии еще долгое время придется сосуществовать с традиционными.
На сегодняшний день имеется стандартный вариант решения этой задачи для согласования АТМ с протоколами канального уровня локальных сетей. Он носит название LANEmulation - эмуляции локальных сетей. При использовании LANE сеть коммутаторов АТМ становится обычной сетью Ethernet (или другого протокола канального уровня локальной сети), понимающей MAC-адреса конечных узлов, передающей широковещательный трафик и не требующей установления соединения перед отправкой данных.
Основные идеи спецификации LANE иллюстрирует рисунок 2.20. Эмуляция преследует две цели. Во-первых, обеспечить транзитную передачу трафика сетей Ethernet, TokenRing, FDDI и им подобных через магистраль коммутаторов АТМ на основе МАС-адресов конечных узлов и с сохранением широковещательности. Во-вторых, обеспечить доступ по МАС-адресам к компьютерам, подключенным непосредственно к коммутаторам АТМ с помощью сетевых адаптеров АТМ из узлов, поддерживающих только протоколы канального уровня локальных сетей.
Для решения первой задачи магистраль АТМ соединяется с традиционными локальными сетями пограничными коммутаторами. Каждый пограничный коммутатор собирает данные о МАС-адресах узлов локальной сети, которую он присоединяет к магистрали АТМ. Обычно коммутатор выполняет эту работу по долгу службы, так как он является одновременно обычным коммутатором второго уровня для портов, подключенных к локальной сети, один порт пограничного коммутатора обязательно имеет АТМ-интефейс и соответственно АТМ-адрес. Информацию о МАС-адресах своей сети пограничный коммутатор передает центральному элементу LANE - серверу. Этот сервер собирает данные о МАС-адресах, обслуживаемых каждым пограничным коммутатором.
При необходимости передать кадр по МАС-адресу, принадлежащему локальной сети, присоединенной к магистрали другим пограничным коммутатором, данный пограничный коммутатор обращается с запросом к LANE-серверу и тот, просмотрев свои адресные таблицы, сообщает, какой пограничный коммутатор и с каким АТМ-адресом обслуживает ту локальную сеть, в которой находится узел с МАС-адресом назначения. Далее пограничный коммутатор устанавливает виртуальный канал (если он ранее не был установлен) с соседним пограничным коммутатором и передает по этому каналу кадр Ethernet, преобразованный в последовательность АТМ-ячеек. На другом конце магистрали другой пограничный коммутатор собирает из ячеек первозданный кадр и отправляет его узлу назначения.
Широковещательность эмулируется за счет рассылки кадра LANE-сервером всем пограничным коммутаторам.
Доступ из компьютеров локальных сетей к компьютерам, непосредственно подключенным к коммутаторам АТМ, достигается за счет того, что последним также присваивается МАС-адрес и в сетевой адаптер АТМ встраивается то же программное обеспечение, что и в пограничные коммутаторы, но только оно в этом случае обслуживает не группу МАС-адресов, а единственный МАС-адрес.
Спецификация LANE поддерживает также технологию виртуальных сетей. Если в локальной сети, присоединенной к пограничному коммутатору, определено несколько виртуальных сетей, то для передачи кадров каждой виртуальной сети пограничный коммутатор использует отдельный виртуальный канал. Номер этого виртуального канала и является той меткой, по которой пограничный коммутатор на другом конце АТМ-магистрали понимает, для какой виртуальной сети предназначен кадр.
Протокол LANE реализован во многих коммутаторах, которые могут использоваться как пограничные, так как имеют АТМ-интерфейс и интерфейсы локальных сетей - например, в коммутаторах Centillion 100 компании BayNetworks, Catalyst 5000 кампании Cisco и многих других. LANE-серверы также поставляются со многими моделями коммутаторов АТМ, например CELLplex 7000 компании 3Com.
70
Спецификация LANE версии 1.0 хорошо отработана и продукты различных производителей показали хорошую совместимость в тестах, проведенных журналом DataCommunications (July 1997, стр. 42). Правда, время установления соединения было зафиксировано достаточно большими - от 36 мс до 630 мс для сети из трех коммутаторов.
Недостатком LANE 1.0 является то, что она для передачи трафика локальных сетей использует класс сервиса UBR, то есть не поддерживает возможности, которые предоставляет технология АТМ по гарантиям пропускной способности и задержкам. Этот недостаток должна исправить спецификация LANE 2.0, принятие которой ожидается в ближайшее время.
В то же время разработчики приложений могут воспользоваться всеми преимуществами классов сервиса технологии АТМ с помощью интерфейса прикладного программирования Winsock 2.0.
Так как при использовании LANE сеть выглядит для сетевых протоколов как обычная локальная сеть, то для маршрутизаторов почти нет проблем при работе с такой сетью. Почти - потому что проблемой может стать слишком большое время установления соединений между пограничными коммутаторами, особенно если сеть большая, абонентов много и при ограничениях на число виртуальных каналов по одному порту эти соединения приходится периодически разрывать и восстанавливать. Для решения этой проблемы можно применять методы ускоренной передачи сетевых протоколов, подобных IPswitching и tagswitching.
Области применения
В основном АТМ применяется сегодня на магистрали корпоративной локальной сети, причем с применением спецификации LANE 1.0. Это значит, что пока коммутаторы АТМ работают просто как распределенный и достаточно быстрый обычный коммутатор локальных сетей, так как гарантий качества обслуживания такой подход не дает. Проблемы построения магистрали крупной локальной сети рассматриваются более подробно далее, в разделе 2.5.
Что же касается доведения АТМ до клиентского компьютера, то здесь технология АТМ вряд ли найдет широкое применение. Дешевый вариант использования 25 Мегабитных сетевых адаптеров АТМ и коммутаторов с такими же портами проигрывает в сравнении с аналогичным решением на FastEthernet. Стоимость сети АТМ в этом случае раза в 3 превышает стоимость сети FastEthernet, а пропускная способность получается гораздо меньше. Поэтому, хотя и имеются отдельные проекты с массовым применением АТМ 25 Мб/с, тенденция к широкому использованию этого варианта АТМ не наблюдается.
В целом перспективы применения АТМ в локальных сетях весьма благоприятные . Исследования, проведенные компанией InfoneticsResearch, показали, что сейчас на рынке коммутаторов доминируют коммутаторы Ethernet и FastEthernet Однако по прогнозам этой же компании, после 1998 года объемы продаж коммутаторов Ethernet начнут резко сокращаться, а объемы продаж коммутаторов АТМ наоборот возрастут превзойдут объемы продаж коммутаторов FastEthernet. Основной конкурент АТМ в локальных сетях - GigabitEthernet - к 1990 году не сможет набрать достаточного веса. Что же качается коммутаторов FDDI и TokenRing, то их ждет постепенное угасание.
2.5. Выбор технологии для построения магистрали крупной локальной сети
Магистраль крупной локальной сети - это очень ответственный участок, во многом определяющий все свойства сети в целом. Причина - через магистраль проходят все основные пути взаимодействия между сетями рабочих групп, отделов и подразделений в том случае, если требуемые клиенту ресурсы находятся за пределами сети его рабочей группы, отдела и т.п. Применение технологии Intranet, поиск нужной информации в Internet приводят к тому, что все чаще и чаще нужные пользователю ресурсы находятся за пределами его сегмента сети, а это в свою очередь резко повышает интенсивность трафика, проходящего через магистраль сети. У разных клиентских сессий могут быть существенно разные требования к качеству обслуживания - интерактивное телевидение предъявляет самые жесткие требования к задержкам и вариации задержек предаваемых пакетов при постоянной скорости обмена, передача больших графических файлов менее чувствительна к задержкам передачи отдельных пакетов, но требует большой пропускной способности и быстрой реакции магистрали на значительные пульсации трафика.
Резко возросшие объемы передаваемых данных и разнородность требований клиентов к качеству обслуживания делают реализацию магистрали современной корпоративной локальной сети очень непростой задачей. Сегодня у администратора такой сети имеется несколько вариантов ее решения:
•
улучшение традиционной схемы построения магистрали на основе колец FDDI с подсетями, подключенными через маршрутизаторы, за счет применения высокопроизводительных маршрутизаторов нового поколения, отличающихся внутренним параллелизмом операций и ускоренной передачей долговременных потоков данных;
•
использование на магистрали стандартной технологии АТМ;
•
использовании на магистрали технологий ускоренной передачи IP-трафика через нестандартные коммутаторы АТМ, например, технологии IPswitching компании Ipsilon;
•
применение на магистрали технологии GigabitEthernet.
72
2.5.1. Построение магистрали с использованием технологии FDDI и высокопроизводительных маршрутизаторов
Этот вариант связан с сохранением существующей магистрали, построенной как правило на технологии FDDI, и подключением подсетей с помощью традиционных маршрутизаторов. У этого решения имеется два узких места - сама скорость технологии FDDI в 100 Мб/c и значительные задержки, создаваемые маршрутизаторами при обработке пакетов. Если скорость в 100 Мб/c сама по себе достаточна для передачи в среднем всего магистрального трафика, то сейчас существуют решения, позволяющие ускорить работу маршрутизаторов, а значит и оставить общую структуру магистрали в неизменном виде, не применяя каких-либо революционных решений. Ускорение же работы маршрутизаторов многие производители обеспечивают двумя способами. Во-первых, за счет распараллеливания обработки пакетов мультипроцессорными маршрутизаторами, подобными Cisco 7500 или BayNetworksBCN, или переноса процедур маршрутизации с процессорного уровня на уровень заказных БИС (ASIC), как это сделано в маршрутизаторе GRF 400 компании AscendCommunications, способном обрабатывать около 2.8 миллионов IP-пакетов в секунду.
Во-вторых, за счет сокращения числа операций при маршрутизации пакетов, образующих в сети стабильные потоки данных - dataflow. Многие производители разработали и внедрили в свои маршрутизаторы частные схемы, у которых есть общая черта - они выявляют в сети долговременные соединения между двумя определенными узлами и приложениями, кэшируют маршрутную информацию, необходимую для обработки пакетов каждого потока, а затем не тратят много времени на обработку каждого пакета потока, так как такой пакет помечается на входе магистрали специальной меткой потока, а все маршрутизаторы магистрали оказываются уже настроенными на обработку помеченных пакетов без необходимости анализа IP-заголовка пакета и просмотра всей таблицы маршрутизации. Примером такого частного решения является техника NetFlow компании Cisco, которая позволяет ускорить обработку потоков данных не только для протокола IP, но и других протоколов, например, IPX.
2.5.2. Построение магистрали на основе технологии АТМ
Данный вариант построения магистрали основан на переходе в магистрали сети к такой новой технологии как АТМ. В этом случае магистраль будет обладать не только более высокой скоростью по сравнению с вариантом, основанным на FDDI, но и очень хорошей масштабируемостью, так как большинство коммутаторов АТМ для локальных сетей имеют интерфейсы не только 155 Мб/с, но и 622 Мб/c, а в недалеком будущем возможно появление интерфейсов и в 1.28 Гб/c - стандарт АТМ поддерживает всю иерархическую лестницу скоростей технологии SONET/SDH. Кроме иерархии скоростей, позволяющей модернизировать магистраль без замены оборудования, АТМ обладает наиболее развитым на сегодняшний день механизмом поддержания требуемого качества обслуживания для трафика разного типа, от голосового трафика и трафика видеоконференций с постоянной битовой скоростью до пульсирующего трафика Web-узлов с гарантированной средней пропускной способностью.
Однако, переход на магистрали к АТМ требует замены традиционных коммутаторов и маршрутизаторов с интерфейсами Ethernet, FastEthernet или FDDI на коммутаторы АТМ со сложной системой сигнализации и существенно более высокой стоимостью за порт. Такой переход требует как значительных инвестиционных вложений, так и обучения обслуживающего сеть персонала. Кроме того, сегодня до конца не решена проблема взаимодействия магистрали АТМ с подсетями, работающими на основе традиционных 73
протоколов локальных сетей. В этой области определенно ощущается недостаток стандартов, на основе которых могло бы работать в одной сети оборудование разных производителей. Два стандарта из этой области - LANE и ClassicalIP - только частично решают проблему. Спецификация LANE (LANEmulation) превращает магистраль, построенную из АТМ коммутаторов в распределенный коммутатор, поддерживающий традиционные протоколы локальных сетей, например, Ethernet или FDDI. Но это не решает проблемы работы через магистраль подсетей, подключенных через маршрутизаторы, так как механизмы LANE работают на канальном уровне. Отказ от маршрутизаторов при создании магистрали крупной сети невозможен, так как надежная защита от широковещательного шторма, а также решение некоторых других проблем только средствами канального уровня невозможно - это известный факт, подтверждающийся опытом эксплуатации локальных сетей, построенных только на коммутаторах.
Стандарт ClassicalIP описывает работу маршрутизаторов через магистраль АТМ только для протокола IP. Кроме того, он был разработан достаточно давно как первый вариант механизма сосуществования маршрутизируемых сетей и сетей АТМ, и потому не решает всех задач автоматизации процесса работы маршрутизатора через сеть, не поддерживающую широковещательность.
Спецификация MPOA (MultiprotocolOverATM), которая должна определить, как должны работать многопротокольные маршрутизаторы через магистраль АТМ и быть одновременно совместимой с LANE, пока все еще не нашла окончательного одобрения в ATMForum из-за несовместимости позиций некоторых ключевых участников согласительного процесса, таких, например, как Cisco и BayNetworks.
Даже при наличии стандарта на работу многопротокольных маршрутизаторов через АТМ и достаточной производительности самих маршрутизаторов, особенности работы системы сигнализации коммутаторов АТМ затрудняют сегодня использование АТМ в качестве магистрали крупной локальной сети. Эти особенности, описанные выше, приводят к слишком большому времени установления новых соединений на магистрали, измеряемому единицами милисекунд.
2.5.3. Применение на магистрали методов ускоренной передачи IP-трафика типа IP switching и tag switching
Для устранения замедления работы магистрали, вносимого коммутаторами АТМ при установлении и разрыве динамических виртуальных соединений (SVC), компания Ipsilon предложила свой собственный подход использования технологии АТМ, названный ею IP-switching, который затем подхватили и развили многие компании, породив большое количество частных и несовместимых решений (Tag-switching компании Cisco, ARIS компании IBM и т.п.). Все вместе эти решения позволяют говорить о третьем вариантепостроения магистрали.
Этот вариант связан с нестандартным способом работы коммутаторов АТМ. Формат ячеек АТМ, способы разбиения пакетов на ячейки и последующей сборки ячеек в пакеты локальных сетей, а также использование небольшого поля номера виртуального канала VPI/VCI для принятия коммутатором решения о передаче ячейки с порта на порт остаются теми же. Изменяется способ прокладки нового виртуального соединения через сеть АТМ. Для этого не требуется прохождение запроса через все коммутаторы на пути нового виртуального канала. Каждый коммутатор строит таблицу номеров VPI/VCI для продвижения ячеек через свои порты относительно автономно от других коммутаторов,
74
так что для образования виртуального пути не требуется согласия всех коммутаторов, через которые он проходит. Процесс создания таблиц VPI/VCI может быть растянут во времени, так что часть коммутаторов уже готова к быстрой коммутации ячеек нового виртуального пути, а часть - еще нет.
Виртуальные пути прокладываются через магистраль только для долговременных потоков пакетов данных. Для одиночных пакетов, которые не образуют потока (например, для пакетов сервиса DNS), коммутаторы АТМ работают как обычные IP-маршрутизаторы, то есть обрабатывают каждый пакет в соответствии с его IP-заголовком и просматривают обычную таблицу маршрутизации для принятия решения о продвижении пакета через сеть АТМ. Как только коммутатор выявляет устойчивый поток, проходящий через его порты, он устанавливает для него новое виртуальное соединение и присваивает ему новый адрес VPI/VCI. Затем все пакеты, приходящие в пограничный АТМ-коммутатор магистрали, при разбиении на ячейки АТМ помечаются этим адресом VPI/VCI и коммутируются без задержек на выполнение маршрутизации всеми коммутаторами магистрали АТМ, встречающимися на пути маршрута.
Ускорение передачи потоков данных достигается за счет сокращения времени образования виртуальных каналов в коммутаторах АТМ по сравнению со стандартной процедурой. Однако при этом коммутаторы, используемые на магистрали сети, уже трудно назвать стандартными АТМ-коммутаторами. Они выполняют и функции обычных маршрутизаторов, так как для обработки IP-пакетов строят таблицы маршрутизации, для чего поддерживают стандартные протоколы обмена маршрутной информацией, такие как RIP или OSPF. Они также поддерживают частный протокол распространения маршрутной информации по ATM-сети для построения таблиц VPI/VCI номеров потоков (например, протокол IFMP для коммутаторов Ipsilon). Для поддержки стандартных АТМ-сетей такие коммутаторы могут создавать виртуальные пути и стандартным способом, с помощью системы сигнализации, предложенной АТМ Forum.
К сожалению, техника ускоренной передачи IP-трафика через АТМ-магистрали остается пока нестандартной, хотя в комитет IETF поступило ряд предложений по выработке общего стандарта (в том числе и от пионера этого подхода Ipsilon, а также от лидера в области маршрутизации - компании Cisco, чья схема Tag-switching позволяет передавать через магистраль не только IP-пакеты, но и пакеты других популярных протоколов, например, IPX).
2.5.4. Магистраль на базе технологии GigabitEthernet
Четвертый вариантпостроения магистрали связан с использованием на ней новой технологии GigabitEthernet. При этом скорость отдельных частей магистрали может гибко подстраиваться под нужды трафика, так как наряду с GigabitEthernet может использоваться и FastEthernet.
GigabitEthernet, очевидно, будет сильным конкурентом для технологии АТМ при построении магистралей больших локальных сетей. Он превосходит существующие коммутаторы АТМ по битовой скорости (1000 Мб/c против 622 Мб/c), является более дешевым решением, и, кроме того, не требует существенного переобучения персонала. Основной недостаток технологии GigabitEthernet по сравнению с АТМ - как и ее предшественники Ethernet и FastEthernet, она не поддерживает такое понятие как качество обслуживания пользовательского трафика. Этот недостаток может быть существенным, если в сети действительно передаются чувствительные к задержкам данные. Если же основной поток данных составляют данные файлового сервиса (или аналогичного по 75
требованиям к задержкам сервиса), то отсутствие гарантий качества обслуживания практически не будет сказываться на работе пользователей сети. Кроме того, высокая скорость передачи данных в какой-то степени компенсирует отсутствие механизмов гарантии пропускной способности и задержек, так как пакет 1500 байт передается через незагруженную магистраль GigabitEthernet всего за 12 мкс. При коэффициенте загрузки в 30% - 50%, характерном для многих сетей Ethernet, задержка будет составлять в среднем 30 мкс, что намного меньше уровня в 20 мс, при котором участники видеоконференции начинают замечать ухудшение качества изображения.
Тем не менее, приверженцы технологии GigabitEthernet заботятся и о поддержке качества обслуживания. Они рассчитывают использовать для этой цели такие внешние по отношению к этой технологии протоколы ,как протокол резервирования пропускной способности IP-маршрутизаторов для потоков данных RSVP, а также протоколы 802.1q и 802.1p, обеспечивающие приоритезацию трафика в локальных сетях на основе коммутаторов. Очевидно, что такая смесь различных протоколов хотя и улучшит обслуживание трафика разных классов, но не сможет конкурировать со стройной системой поддержки качества обслуживания в сетях АТМ.
Недостатком технологии GigabitEthernet является на сегодняшний день и тот факт, что принятие для нее окончательного стандарта планируется в комитете 802.3 института IEEE только в середине 1998 года, так что нет никаких гарантий, что выпускаемое сейчас различными производителями гигабитное оборудование будет полностью совместимо со стандартом.
2.5.5. Сравнение различных вариантов построения магистрали крупной локальной сети
В целом необходимо отметить, что выбор определенного способа построения магистрали корпоративной локальной сети сейчас представляет достаточно сложное дело. Очевиден только тот факт, что традиционно используемая на магистралях крупных локальных сетей технология FDDI начинает постепенно сдавать свои позиции. Свидетельством этому является опрос, проведенный SageResearchInc. среди 200 американских компаний, применяющих FDDI в своих корпоративных сетях. Вопрос звучал так: "Собирается ли ваша компания в ближайшие 3 года перейти на другую высокоскоростную технологию?".
Результаты опроса,
показывают, что популярность FDDI падает, так как больше половины компаний хотят заменить оборудование FDDI на оборудование, поддерживающее другую высокоскоростную технологию. Возможно, популярность FDDI падала бы еще более быстрыми темпами, но присущая ей внутренняя отказоустойчивость, которой нет ни в сетях АТМ, ни в сетях FastEthernet или GigabitEthernet, продолжает привлекать сетевых администраторов и интеграторов.
Выбор же технологии для замены FDDI на магистрали пока не очевиден, особенно ввиду отсутствия стандарта на большинство перспективных вариантов. Во многом выбор определяется требованиями приложений к качеству обслуживания их трафика. Во многих случаях для не очень чувствительных к задержкам приложений хорошим выбором будет GigabitEthernet, а для трафика реального времени - АТМ, возможно с модификациями стандартного варианта технологии для ускоренной передачи стандартных потоков данных типа IP-switching или Tag-switching. При использовании GigabitEthernet достигается хорошая совместимость с подсетями Ethernet и FastEthernet, то есть с внутренними подсетями корпорации, а при использовании АТМ нет проблем при подключении к 76
территориальной магистрали провайдера, также все чаще использующей технологию АТМ как основной вид транспорта.
Приведем основные доводы в пользу построения магистрали корпоративной сети на GigabitEthernet или АТМ двух авторитетных и заинтересованных собеседников. По просьбе редакции журнала DataCommunications о перспективах двух технологий спорят Джо Скорупа (JoeSko- rupa) - представитель одного из лидеров технологии ATM компании ForeSystems, и Джордж Продан (GeorgeProdan), сотрудник компании ExtremeNetworks, пионера технологии GigabitEthernet (DataCommunications, April 97).
Скорупа обосновывает хорошие шансы технологии АТМ ее способностью дать высокую и гарантированную пропускную способность для приложений различных типов, и критикует GigabitEthernet за отсутствие механизмов для предоставления потребителям определенных параметров пропускной способности, а также за то, что до появления стандартов еще нужно ждать еще как минимум год, в то время как продукты АТМ давно имеются на рынке. Продан в свою очередь приводит в пользу GigabitEthernet такие доводы, как плавность и легкость перехода, трехступенчатую иерархию скоростей 10 - 100 - 1000 (в сочетании с Ethernet и FastEthernet), обеспечение совместимости продуктов разных производителей за счет усилий GigabitEthernetAlliance, насчитывающем более чем 100 членов. Замечание Скорупы о том, что у продуктов FastEthernet есть проблемы с совместимостью даже через год после принятия стандарта, Продан парирует фактами о несовместимости АТМ-продуктов. Значительная часть дебатов посвящена проблеме обеспечения качества сервиса обеими технологиями. Скорупа не соглашается с утверждением Продана о том, что протокол RSVP сможет обеспечить в сетях GigabitEthernet требуемое качество обслуживания, так как он разработан совсем для других целей. Продан же в свою очередь считает, что нужное качество обслуживания для конечных пользователей дает в сетях АТМ только сервис ABR, а так как многие 77
коммутаторы пока не поддерживают ABR, то о хорошем качестве обслуживания в сетях АТМ пока говорить рано. Дискуссия заканчивается выражением общего мнения о том, что технология GigabitEthernet будет играть заметную роль в ближайшем будущем, однако ее место в сетях собеседники видят по разному - Скорупа в качестве сети доступа к магистрали на основе АТМ, а Продан - в качестве самой магистрали.
Р
|