Вторник, 24.06.2025, 02:12

КИТ Инф. технологии

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Комплектующие ПК. Часть 4
14.11.2016, 20:42

Звуковая плата.

Впервые “голос” прорезался у компьютера почти полвека назад. Известна даже точная дата: 16 апреля 1975 года компьютер Altair (тот самый, для которого написал свой знаменитый Basic Билл Гейтс) сыграл, а точнее – проскрипел мелодию песенки TheBeatles “FoolOnTheHill”. Однако и спустя два десятилетия вся звуковая начинка компьютера ограничивалась мерзко пищащим встроенным динамиком. Лишь в августе 1987 года компания Creative представила полноценную звуковую плату для персоналок – и в два счёта доказала скептикам, что их компьютер может звучать на уровне среднего музыкального центра.

То, что необходимая оснастка для компьютера стоила в несколько раз дороже, мало кого смутило – деньги в карман “звуковиков” потекли рекой. Вплоть до конца 90-х звуковые платы совершенствовались, улучшали качество звучания … А попутно обрастали всё новыми и новыми возможностями. Первоначально усовершенствования относились лишь к синтезу звука – потом, когда мода на MIDI окончательно сошла на нет, производители перекинулись на поддержку многоканальности, встроенных эффектов …

… А в начале нашего столетия на свет появились впервые системные платы со встроенным звуком – и стало ясно, что рынок отдельных плат доживает последние дни (которые успешно продолжаются и по сию пору). Сегодня на большинстве системных плат уже установлен звуковой кодек HD с поддержкой многоканального звука 7.1 и довольно приличными характеристиками. Так что у любителей порассуждать на тему того, что любой “встроенный” звук – жуткая бяка, и потреблять эту гадость могут только безухие бабуины, с каждым годом остаётся всё меньше аргументов.

“Встроенный звук” легко справляется с декодированием даже многоканального звука с Blu – Ray – пусть часто не на аппаратном, а на программном уровне, но … Какая нам разница: звук журчит, правильно раскладывается по колонам – и этого достаточно.

… И всё – таки вполне возможно, что вам захочется обзавестись отдельной платой. Потому, что даже самый крутой “встроенный” звук на хороших колонках (например, от MicrolabSolo) и тем более наушниках выглядит бледненько, звуковая картина не та. Для MP3 – шек, может, лучшего и не надо … Но есть люди, которым эти слуховые нюансы бьют, так сказать, прямо серпом по молоту. И благодаря им рынок звуковых плат, сжавшийся за последние годы буквально в точку, всё равно будет существовать. И будут пользоваться спросом отдельные звуковые платы от Creative, Asus или практически неизвестной в наших краях, компании Auzentech (она делает свои карты на основе микросхем от Creative, но куда лучше и дешевле).

В качестве относительно бюджетного варианта (до 200 долларов) для меломанов средней руки я бы порекомендовал отыскать звуковые платы Asus.

Лично я уже который год пользую карточку AsusXonarEssenceST, которая даёт совершенно невероятный звук (конечно, в сочетании с хорошими колонками или наушниками), хотя и практически не пригодна для игр (запускаться – то игрушки будут, но по – настоящему объёмного звука вы в них на этой карте не получите).

А вот насчёт карт Creative мнения у знатоков разделяются: спору нет, последние модели SoundBlasterX – FiTitanium и SounBlasterZxR звучат вполне пристойно. Однако первая из этих карт всё – таки ближе к игровой категории, а SoundBlasterZxR слишком уж “большой” разъём для наушников и полноценная поддержка частоты декодирования в 192 кГц. Хотя она понадобится вам лишь для воспроизведения форматов DVD – Audio или Blu – Ray. Есть у вас такие диски? Тогда и 96 кГц будет более чем достаточно. Ещё обратите внимание на наличие оптического цифрового выхода: и не забудьте прикупить качественные колонки!

Форм – фактор. Принято считать, что: все современные звуковые платы выпускаются исключительно для разъёма PCIExpressx1 (PCI - E). так и есть, но следует помнить, что переход на модный разъём для звуковых плат – скорее дань може, чем реальная необходимость. Так что бояться “устаревших” карточек не надо, тем более многие профессиональные продукты до сих пор остаются верными старой доброй шине PCI. Вот в массовом и игровом сегменте – да, можно ограничиться карточками нового формата, благо и их сегодня предостаточно.

Ещё один интересный для селоманов и профессиональных музыкантов вариант внешние звуковые модули (DAC), подключаемые к порту USB (например, JAVS, MuseAudioUSB, AsusXonarEssenceSTU): эти коробочки взваливают на свои плечи весь нелёгкий труд по преобразованию звука из “цифры” в аналог. Для игр они не подходят, зато музыкальное стереокачество выдадут на самом высоком уровне. Особенно в том случае, если такой внешний блок оснащён усилителем для наушников, как это чаще всего и бывает. Самое приятное, что внешним DAC можно облагородить даже такие трудно поддающиеся апгрейду устройства, как ноутбук или моноблок.

На онлайн – аукционе eBay по запросу USBAudioDAC вы найдёте десятки различных моделей в ценовом диапазоне от 20 до 300 долларов. Сразу скажу, что любая дешёвая модель по звуку не будет сильно отличаться от встроенного чипа вашей системной платоы, так что связываться с ней нет никакого смысла. Настоящее качество начинается долларов с 200 (да и то аудиофилы поспорят), а в эту категорию попадают изделия с поддержкой всех стандарта 192 Кгц/24 бит и основных стандартов объёмного звука. Знактоки тут же поправят: в первую очередь нужно смотреть на собственно звуковую начинку, то есть микросхемы, отвечающие за цифро-аналоговое преображение звука. Однако тема эта крайне субъективная, поэтому во избежание споров просто переадресую вас к соответствующей ветке “железного” форума сайта IXBT.

Кстати, внешний DAC (то есть цифроаналоговый преобразователь или внешнюю звуковую плату) часто путают с другим популярным у меломанов гаджетом – усилителем для наушников. Дело в том, что даже продвинутая внутренняя звуковушка вряд ли сможет “прокачать” большие меломанские “уши” (которые в большинстве случаев звучат куда лучше внешней акустики).

Эти внешние модули по виду и впрямь похожи, однако усилитель не занимается собственно “раскадировкой” цифрового сигнала, его задача – просто усилить сигнал и придать ему “тёплое ламповое звучание”, которое так любят фанатики Hi – End. Штука эта крайне специфическая, и стоит может весьма серьёзные денги: продвинутые модели Stax или Luxman обойдутся вам в одну тысячу долларов. К счастью, есть и более бюджетные варианты – на сайте Dr. Yead можно найти относительно недорогие усилители марки Laconic стоимостью всего – то долларов в 500. Примерно столько же стоит и большой серьёзный ресивер для домашнего кинотеатра … Но вы же понимаете: в усилителе – живые лампы, в ресивере – мёртвые микросхемы …

Выпускаютя и совсем миниатюрные внешние карты в виде USB – модуля – для ноутбуков производства Creative или М – Audio. Стоить такая коробочка будет недёшево – и при работе с ней вы, конечно же, лишитесь возможности воспроизводить звук через встроенные динамики ноутбука. Зато в итоге вы получите звук почти профессионального качества, до которого встроенному модуля ноутбука так же далеко, как рублю до курса фунта стерлингов …

И последнее. Не забывайте, что одной хорошей “звуковушки” для качественного поспроизведения музыки мало: нужна ещё и соответствующая её акустическая система или наушники. О выборе компьютерных колонок мы ещё поговорим, сейчас же – пару слов о наушниках. Если ваш кругозор ограничевается попсовыми “гарнитурами” ценой до 100 долларов … То лучше вообще не связываться с дорогостоящими аудиоплатами, ибо проявить свои таланты она будет всё равно не в состоянии.

А вот на качественных “ушах” от Koss, Sennheiser или AKG стоимостью от 200 – 300 долларов и выше можно по – настоящему словить меломанский кайф … При условии, конечно, что вы слушаете качественно сжатую музыку в Lossless – форматах – например, FLAC (об MP3 лучше позабыть).

Одна беда: хорошие аудиофильские наушники строенный усилитель звуковой платы вряд ли сможет “раскачать” по – настоящему. В этом случае вам может понадобиться ещё один “гаджет” – компактный настольный усилитель для наушников. Штучка, заметим, тоже не слишком дешёвая: хороший профессиональный усилитель от Lehmann, Laconic или iBasso может потянуть на 500 долларов.

Однако в этом случае вы получите систему высшего класса – и соответствующий ей звук.

 

 

Акустические системы.

Компьютерная акустика?! Пффф – пренебрежительно скажут настоящие меломаны, свернув ушки трубочкой. И будут правы – но лишь отчасти. Конечно, те 20 – долларовые “чебурашки”, которыми завалены полки компьютерных магазинов, акустикой могут называться чисто условно. И о выборе здесь говорить не приходится – покупайте любые … и слушайте шум и хрипы высшего качества. Чуть больший выбор – в категории около 200 долларов: тут уже ушкам есть, где развернуться. А ведь существуют и более дорогие системы за 500 и даже 1000 долларов!

Главное отличие компьютерной акустики от обычной – она АКТИВНАЯ, то есть лучший вариант … Но ради компактности в жертву приносится многое …

На этом сходство между различными моделями  компьютерных колонок заканчивается – и начинаются различия.

Впрчем, хватит теории, перейдём наконец к практике! Начнём с количества колонок в системе. Все мы люди современные, и прекрасно знаем, что акустика бывает следующих видов:

2 колонки (стандартная стереосистема) – самый простой и универсальный вариант для тех, кто не является большим фанатом какого-либо одного вида компьютерного звука.

3 колонки (2 обычные + усилитель низких частот (сабвуфер)) – идеальный вариант для прослушивания музыки с AudioCD или MP3. Лучшего для этих целей, поверьте, ещё не придумано. Довольно неплохо такой комплект проявит себя и в играх – с помощью современных методов имитации объёмного звука достигается “эффект 3D”.

5 или 6 колонок (5 + 1) – система “домашнего театра”, предназначенная, в основном, для воспроизведения DVD – звука. Ведь звук на DVD – видео – пятиканальнальный, с полным эффетном погружения … Выбор прежде всего игроманов и любителей компьютерного видео. Объёмность звука потрясающая, однако при прослушивании музыки это быстро утомляет.

8 колонок (7 + 1) – новейший стандарт “мультимедийного театра”, качественная, но дорогая система, рассчитанная на просмотр DVD и новвые трёхмерные игрушки.

Итак, для музыки выбираем акустику первых двух видов, для фильмов и игрушек – двух последних. Но прежде чем выкладывать деньги за самую дорогую систему, посмотрите, какое максимальное количество колонок поддерживает ваш компьютер или ноутбук! В последнем случае никакого разгула не выйдет: большинство ноутбуков снабжены аналоговыми разъёмами всего для 3 – 5 колонок. Конечно, можно передать сигнал и по “цифре” – обратите внимание, есть ли на вашем ноутбуке цифровой разъём SPD/IF. И если есть, присматривайте акустику более высокого класса, со встроенным декодером DolbySurround или даже DolbyDigital. Это – решение “киноманское”.

      Хорошо, а по каким критериям выбирать дальше? Конечно, прежде всего прикиньте, сколько денег вы готовы пустить на звуковой “ветер”. Если не больше 30 долларов, то могу вас поздравить: ничего путного вы всё равно не купите. Можно даже не выбирать – всё равно вам не уйти от прилавков с дешёвыми пластиковыми “дутиками”. Фирма – производитель в этом сегменте не так важна, скорее наоборот: какая-нибудь крохотная компания может выдать продукт куда лучшего качества, чем именитый монстр. Мне, к примеру, куда больше нравится продукция российского лейбла Dialog, чем пышно упакованные тварюшки именитого Genius.

На этом – всё.

В диапазоне 50 – 100 далларов уже можно встретить довольно приличные модели – скажем, от Altec или Microlab, иногда – logitech или Sven. А вот к изделиям с торговой маркой Creative рекомендую походить с очень большой осторожностью: у компании есть весьма достойные модели, но в целом качество звука у “креативных” колонок весьма среднее. По – настоящему же колоночное качество начинается от 150 долларов: тут уже ушкам есть, где развернуться (хотя существуют и более дорогие системы за 500 и даже 1000 долларов!). Поэтому постарайтесь отложить хотя бы эты сумму. Если вы, конечно, ищите качества.

Теперь нам нужно определиться с приоритетами – для чего именно вы покупаете колонки? Ведь игровые и мультимедийные системы, рассчитанные в основном на фильмы, отличаются от “меломанских” так же, как полярное сияние от утренней зари.

Попробуйте поставить на них классику или джаз – исключительно ради теста, пусть даже дома вы слушаете Стаса Михайлова с Ваенгой …

Даже выглядят эти системы по – разному! Качественная мультимедийная акустика настольного класса поражает дизайном: причудливостью форм, блеском металла или прозрачностью стекла. Пик совершенства в этой категории – изделия уже многократно упомянутой Harman/Kardon и её “дочки” JBL. Обе компании ухитрились создать едва ли не идеальные акустические системы для домашних компьютеров и ноутбуков: Harman продвигает серию SoundSticksII, а JBL – столь же причудливую серию Creature. Кстати, эти колонки часто можно увидеть на одном столе с ноутами MacBook, а уж Apple знает толк в дизайне!

Колонки заточенные под игро – и киноманов, поражают обилием динамиков и “наворотами”: пульт ДУ в таких системах воспринимается как само собой разумеющееся. Формы – обтекаемые, супертонкие, изящные. Если несколько лет назад все без исключения производители штамповали однотипные пузатые коробочки, то сегодня глаз радуется бесконечному разнообразию форм и модификаций. При этом  многие модные колонки вполне способны порадовать не только глаз, но и ухо, поскольку колоночных дел инженеры тоже не зря хлеб едят.

А вот музыкальные колонки выглядят во сто крат более консервативно. Форма – стандартный “кирпич”, никаких внешних изысков. А место пластика неизменно занимает дерево. По сути, такие колонки практически ничем не отличаются от своих бытовых собратьев (разве что размерами, мощностью и наличием встроенного усилителя).

Внешние устройства (периферия)

Монитор

Какие только устройства мы не нарекали “сымыми важными” частями компьютера: и процессор, и блок питания, и оперативную память … Однако же давайте, наконец, посмотрим на компьютер с нашей, пользовательской точки зрения: не все ли нам равно, какая начинка урчит – скрежещет в его железном брюхе? А вот с монитором наши глаза контактируют непосредственно и ежесекундно – даже в те моменты, когда процессор и прочая компьютерная начинка могут позволить себе минутный отдых …

Правда, в своё время компьютер успешно обходился без монитора, зловредно наблюдая, как ломали глаза бедные инженеры – то им мелькание лампочек расшифровывать приходилось, то дырочки на перфокарте считать … Первые мониторы появились в поле зрения красных  и натруженных глаз “машинных операторов” лишь в середине семидесятых годов – до этого приходилось созерцать то крохотный экран осциллографа, то домашний телевизор.

Кому же сказать спасибо за то, что сегодня мы смотрим на картинки, а не на лампы или дырочки в перфокартах? Прежде всего – Стиву Джобсу и Стиву же Возняку: именно их компьютер Apple стал первой массовой “персоналкой ” с экраном (в качестве последнего использовался обычный бытовой телевизор). Ну и заодно кудесникам из лаборатории XeroxPARC, объединившим в одноименном компьютере системный блок и монитор в неразрывный тандем, успешно работающий и по сей день.

Поначалу в роли мониторов выступали пузатые и тяжёлые ящики на основе электронно – лучевой трубки (ЭЛТ). Или, скорее, “пушки”, которая неустанно обстреливала пучком электромагнитных лучей поверхность кинескопа, покрытую особым веществом – люминофором. Под действием этих лучей каждая “точка” экрана светится одним из трёх цветов – красным, зелёным и синим, комбинация которых даёт миллионы (!) цветов и оттенков.

В начале же нынешнего века громоздкие и дико вредные для глаз ЭЛТ сменили плоские экраны на основе жидких кристаллов.

Категория: Мои файлы | Добавил: BSG
Просмотров: 327 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: